СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 5 классе «ФОЛЬКЛОР. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме "Устное народное творчество".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе «ФОЛЬКЛОР. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА»»

Разработка урока литературы в 5 классе.

Тема: «ФОЛЬКЛОР. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме устное народное творчество.

Задачи:

 Образовательные: закрепить понятие об устном народном творчестве; поговорить о жанрах “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “пестушки, потешки, “считалки”, “колыбельные”, “сказки”, “заклички, приговорки ”.

Развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст; развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения, развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств, любви и интереса к литературе и фольклору.

Оборудование: выставка детских рисунков, творческие работы детей: книжки-игрушки по теме «Жанры фольклора», учебники.

План урока.

1. Вводное слово учителя.

2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры). 3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог. 
О жанрах устного народного
Творчества поговорим, 
То, что читали, повторим. 
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала. 
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Тема урока.

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”? Чем фольклор отличается от литературы?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 6)

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Итак1 задание.

-Кто сможет сказать, что такое пословица?

-Назовите и объясните пословицы. Дома вы должны были подготовить пословицы и проиллюстрировать некоторые из них. Учитель предлагает ещё несколько пословиц для обсуждения:

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Какой темой объединены эти пословицы?

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Распутья бояться, так и в путь не ходить Голова — всему начало. Где ум, там и толк.

Не много думано, да хорошо сказано.

Не долго думал, да ладно молвил.

Разумный видит, что за чем (что к чему) идет.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток.

2 задание.

-Что такое скороговорка?- Для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки. Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 задание.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят, 
Что в кружочке здесь стоят.

-Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей. -Каждая команда должна привести пример своей считалки. Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

4 задание.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота. 
Ходит кот по лавочке. 
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки.- Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

-Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

-Что такое пестушки? Приведите свои примеры.

5 задание.

-Что такое колыбельные? Для чего они нужны?-Приведите примеры.

А знаете ли вы о чем пели матери в колыбельных? В колыбельных мать часто пела о том, каким ей представляется будущее младенца. Оно обязательно связано с трудом в поле, в лесу, в доме. Колыбельная—очень древний жанр фольклора. Древние люди верили, что сон—подобие смерти, и если ребёнок во сне уже переживает что-то страшное, то в реальной жизни это его уже не коснётся. Вот почему в колыбельных встречается «серенький волчок», который придёт и «ухватит за бочок».

6 задание.

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Это загадка. Тогда для вас, ребятки,
По загадке.

1 команде.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)

- А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

2 команде.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

3 команде.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

- Объясните, как вы определили, что это подушка.

Дополнительно: (Загадки из сборника русских народных загадок)

Кто быстрей отгадает?

Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной.

(Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо, 
Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору, 
Солнце сияет, а он не знает.

(Крот)

То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.

(месяц)

и др.

Вот и следующий лепесток открылся.

7 задание.

Ребята, кто может сказать, что такое заклички?

Зачем они были нужны народу? Приведите свои примеры закличек. Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.)

Учитель приводит ещё примеры закличек:

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Ристань

Богу помолиться,

Кресту поклониться



Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко,

Там, там твои детки

Кушают котлетки.

8 задание.

- Что такое приговорка?

-Для чего людям нужны были приговорки? Приведите примеры приговорок. Учитель приводит ещё примеры приговорок:

Бабочка, бабочка,

Сядь на лавочку,

У нас в Рязани

Грибы с глазами,

Дам булавочку Их едят,

А они глядят!

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за лесом

В огне горят, тебя зовут.







Дополнительный материал. К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:

1. Ходит свинка

По борý,

Рвет траву-мураву.

Она рвет

И берет

И в корзиночки кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет!

2. Радуга-дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко.

Хохлатые хохотушки 
Хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха!

3. Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града. 
Кто поднимет, тот и выйдет!

4 Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

Подведение итогов.

-Давайте повторим. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня.

Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос №2 из учебника стр. 7, выполнить задание раздела «Обогащаем устную речь» стр.7