Разработка урока литературы , 5 класс.
Подготовила : Маркунина Е.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа с. Уварово» Иссинского района.
Тема: Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.
Цели:
Обучающие: обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся; дать первичные понятия о пословицах и поговорках.
Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности; развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц;
Воспитательные: воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: презентация, записи на доске, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь, высказывания про фольклор.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня утром вы перешагнули порог школы каждый со своим настроением. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, зарЯженные хорошим настроением, займите свои места.
( слайд1)
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос «Мозговой штурм»
- Какую тему мы изучали на прошлом занятии?
- А от какого слова произошел термин « литература» и что он означает?
- Литература – это……
- Чем отличается текст худ. лит. от обычного? ( худ. образы)
- Какие функции литературы вы знаете? Объясните каждую.
- Что вы знаете о книгах в Древней Руси?
- Кто автор учебника по литературе?
- Как называется страница в самом начале и конце учебника?
2. Проверка домашнего задания ( пословицы про роль книги и чтения в жизни человека)
3. Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору.
( слайд 2)
– Ребята, что такое “фольклор”?
– Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
– А какие жанры фольклора вы знаете? (слайд 3)
- Какова задача нашего урока? ( дети сами формулируют задачи урока )
III. Объяснение нового материала
Слово учителя
1.Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» ст.7-8
Запишем в тетради:
Фольклор ( от англ. folk - народ, lore – мудрость, знание )-устное народное творчество.
СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА:
1.Устная форма.
2.Коллективность.
3. Автор – народ.
4. Вариативность.
2. Малые жанры русского фольклора. Детский фольклор.
- Наш разговор сегодня пойдет о малых жанрах детского фольклора.
(слайд 4)
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
Запись в тетрадь:
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом, состоит из двух частей (слайд 5 )
- Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению.
Друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
Долог день до вечера, коли делать нечего,
Сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Тот, кто хочет много знать, тот не должен долго спать.
Лень и плут до добра не доведут.
Задание: Собери пословицу. Определи тему
а) Хлеб батюшка
б) Смотри дерево в плодах
в) На чужой стороне
г) Пчела мала,
д) Доброе братство,
а) и весна не красна
б) да и та работает
в) милее богатства
г) а вода-матушка
д) а человека в делах
- Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое состоит из одной части, усеченная пословица. ( слайд 6)
Без труда мечта мертва;
Дело мастера боится,
Жизнь дана нам для добра;
- А еще в русском фольклоре есть загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (слайд 7) Ребята, отгадайте загадки!
- Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)
- Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)
- Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)
Запись в тетрадь:
Загадка – малый жанр УНТ, в котором кратко описывается неназванный предмет. Загадка - малый жанр УНТ, в котором описывается то, что нужно отгадать.
– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни. ( слайд8 )
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
***
Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.
***
Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.
– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
Запись в тетрадь:
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка.
(слайд 9)
-Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Слово “пестушки” произошло от пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!
Запись в тетрадь:
Пестушка—короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
–Пестушки отличаются от потешек
Потешки (прибаутки) (слайд10) – это особая забава взрослых с маленькими детьмиами, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты. , игра с пальчиками, ножк
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.
Запись в тетрадь:
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Приговорка ( слайд 11) — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
*
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
*
Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.
*
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.
Запись в тетрадь:
Приговорка — коротенькое стихотворение
Физкультминутка ( 2 мин) (слайд 12)
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой
(наклоны вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведём
(руки в стороны)
И побежим кругом(бег на месте).
- Считалки ( слайд 13) – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.
Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.
- Встаньте в круг и посчитайтесь.
– Частушка ( слайд 14) – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.
***
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Скороговорка ( слайд 15) — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
*
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
*
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.
*
Добры бобры
Идут в боры.
*
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
*
Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
*
От топота копыт
Пыль по полю летит.
- Попробуйте быстро произнести скороговорку. ( распечатать на листах)
- Прибаутка (слайд 16) - стихотворение, похожее на короткую сказку,
которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.
Сова, совушка, сова,
Большая голова,
На колу сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.
- Закличка ( слайд 17) - короткое стихотворение,
которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
- Весна красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
- Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
- Составьте кластер по данной теме ( слайд . Соедините линиями к слову ФОЛЬКЛОР. (распечатать каждому ребенку).
ФОЛЬКЛОР
V. Закрепление материала
- Игра « Да/нет» При ответе « НЕТ» дети встают, при ответе « ДА» сидят на местах:
Фольклор возник после литературы ( НЕТ)
Фольклор – это устное народное творчество ( ДА)
Автор произведений фольклора – народ(ДА)
Произведения фольклора создает один человек- автор( НЕТ)
К малым жанрам фольклора относятся сказки ( НЕТ)
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. (ДА)
Загадка- короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. (НЕТ)
Пестушка — песня, которой убаюкивают ребенка. ( НЕТ)
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом, состоит из двух частей. ( ДА )
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. ( ДА )
- «Поиграем» (слайды с 19 по 23) (если успеем на этом уроке, если не успеем, то на следующем уроке, при повторении темы пройденного материала)
VI. Домашнее задание
Выучить конспект в тетради. Выбрать любой жанр малого фольклора, придумать и нарисовать картинку по любому жанру фольклора. Например, выбрали загадку, то придумайте свою загадку и отгадку нарисуйте.
VII. Рефлексия ( подведение итогов) ( слайд 24) УСТНО СКАЗАТЬ…..
Оцените свою работу на уроке.
- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1) Комфортно ли вам было на уроке?
2) Поняли ли вы тему урока?
3) Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.
Выставление оценок. Фразеологизм или пословица
- Ребята! Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон
( слайд 25) выставление оценок в дневник.