СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе в 5 классе, "Фольклор. Малые жанры фольклора"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока по литературе, 5 класс, тема "Фольклор. Малые жанры фольклора"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 5 классе, "Фольклор. Малые жанры фольклора"»

Разработка урока литературы , 5 класс.

Подготовила : Маркунина Е.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа с. Уварово» Иссинского района.

Тема: Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.

Цели:

Обучающие: обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся; дать первичные понятия о пословицах и поговорках.

Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности; развитие речи учащихся через комментированное  чтение пословиц;

Воспитательные: воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: презентация, записи на доске, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь, высказывания про фольклор.

Ход урока




I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня утром вы перешагнули порог школы каждый со своим настроением. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, зарЯженные хорошим настроением, займите свои места.

( слайд1)

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос «Мозговой штурм»

- Какую тему мы изучали на прошлом занятии?

- А от какого слова произошел термин « литература» и что он означает?

- Литература – это……

- Чем отличается текст худ. лит. от обычного? ( худ. образы)

- Какие функции литературы вы знаете? Объясните каждую.

- Что вы знаете о книгах в Древней Руси?

- Кто автор учебника по литературе?

- Как называется страница в самом начале и конце учебника?

2. Проверка домашнего задания ( пословицы про роль книги и чтения в жизни человека)

3. Эвристическая беседа

Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору.

( слайд 2)

– Ребята, что такое “фольклор”? 

– Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

– А какие жанры фольклора вы знаете? (слайд 3)

- Какова задача нашего урока? ( дети сами формулируют задачи урока )

III. Объяснение нового материала

Слово учителя

1.Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.

— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» ст.7-8

Запишем в тетради:

Фольклор ( от англ. folk - народ, lore – мудрость, знание )-устное народное творчество.

 СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА:

1.Устная форма.

2.Коллективность.

3. Автор – народ.

4. Вариативность.

2. Малые жанры русского фольклора. Детский фольклор.

- Наш разговор сегодня пойдет о малых жанрах детского фольклора.

(слайд 4)

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.

Запись в тетрадь:

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом, состоит из двух частей (слайд 5 )

- Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению.

Друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
Долог день до вечера, коли делать нечего,
Сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Тот, кто хочет много знать, тот не должен долго спать.
Лень и плут до добра не доведут.

Задание: Собери пословицу. Определи тему

а) Хлеб батюшка

б) Смотри дерево в плодах

в) На чужой стороне

г) Пчела мала,

д) Доброе братство,

а) и весна не красна

б) да и та работает

в) милее богатства

г) а вода-матушка

д) а человека в делах



- Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое состоит из одной части, усеченная пословица. ( слайд 6)

Без труда мечта мертва;
Дело мастера боится,
Жизнь дана нам для добра;

- А еще в русском фольклоре есть загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (слайд 7) Ребята, отгадайте загадки!

- Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)

- Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)

- Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает?  (Собака.)

Запись в тетрадь:

Загадка – малый жанр УНТ, в котором кратко описывается неназванный предмет. Загадка - малый жанр УНТ, в котором описывается то, что нужно отгадать.

– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни. ( слайд8 )

Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.

***

Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

***

Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.

– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.

Запись в тетрадь:

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка.

(слайд 9)

-Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

      Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Слово “пестушки” произошло от пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!

Запись в тетрадь:

Пестушкакороткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Пестушки отличаются от потешек

Потешки (прибаутки)  (слайд10) – это особая забава взрослых с маленькими детьмиами, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты. , игра с пальчиками, ножк

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, 
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

Запись в тетрадь:

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Приговорка  ( слайд 11) — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

*

Улитка, улитка,

Высуни рога:

Дам тебе пирога.

*

Божья коровка,

Черная головка,

Полети за море!

Там тепленько,

Здесь холодненько.

*

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной.



Запись в тетрадь:

Приговорка — коротенькое стихотворение



Физкультминутка ( 2 мин) (слайд 12)

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой

(наклоны вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведём

(руки в стороны)

И побежим кругом(бег на месте).



Считалки ( слайд 13)  – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

Шишел-мышел

Сам пошел,

На боярский двор зашел;

Там бояре живут,

Красны шапки шьют.

Шапка упала,

Татарка подняла,

Поп Матвей

Побежал за ней.

- Встаньте в круг и посчитайтесь.

– Частушка ( слайд 14)  – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

 ***

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Скороговорка  ( слайд 15) — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

*

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

*

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

*

Добры бобры

Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Наш чеботарь —

Всем чеботарям чеботарь,

Никому нашего чеботаря

Не перечеботарить.

*

От топота копыт

Пыль по полю летит.

- Попробуйте быстро произнести скороговорку. ( распечатать на листах)

- Прибаутка (слайд 16) - стихотворение, похожее на короткую сказку,

которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

  • Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.

Сова, совушка, сова,

Большая голова,

На колу сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.



- Закличка ( слайд 17) - короткое стихотворение,

которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

- Весна красна! На чем пришла?

  • На сошечке, на бороночке!

  • На овсяном снопочку,

  • На ржаном колосочку!

  • Иди, дождик, дождичек,

  • Пробуравь землицу,

  • Дай нам водицу!

- Сделаем выводы

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

- Составьте кластер по данной теме ( слайд . Соедините линиями к слову ФОЛЬКЛОР. (распечатать каждому ребенку).













ФОЛЬКЛОР









V. Закрепление материала

- Игра « Да/нет» При ответе « НЕТ» дети встают, при ответе « ДА» сидят на местах:

  1. Фольклор возник после литературы ( НЕТ)

  2. Фольклор – это устное народное творчество ( ДА)

  3. Автор произведений фольклора – народ(ДА)

  4. Произведения фольклора создает один человек- автор( НЕТ)

  5. К малым жанрам фольклора относятся сказки ( НЕТ)

  6. Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. (ДА)

  7. Загадка- короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. (НЕТ)

  1. Пестушка — песня, которой убаюкивают ребенка. ( НЕТ)

  2. Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом, состоит из двух частей. ( ДА )

  3. Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. ( ДА )

- «Поиграем» (слайды с 19 по 23) (если успеем на этом уроке, если не успеем, то на следующем уроке, при повторении темы пройденного материала)

VI. Домашнее задание

Выучить конспект в тетради. Выбрать любой жанр малого фольклора, придумать и нарисовать картинку по любому жанру фольклора. Например, выбрали загадку, то придумайте свою загадку и отгадку нарисуйте.

VII. Рефлексия ( подведение итогов) ( слайд 24) УСТНО СКАЗАТЬ…..

Оцените свою работу на уроке.

- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1) Комфортно ли вам было на уроке?
2) Поняли ли вы тему урока?
3) Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.

Выставление оценок. Фразеологизм или пословица

- Ребята! Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон

( слайд 25) выставление оценок в дневник.