Разработка урока литературы в 5 классе.
Тема: «ФОЛЬКЛОР. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме устное народное творчество.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие об устном народном творчестве; поговорить о жанрах “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “пестушки, потешки, “считалки”, “колыбельные”, “сказки”, “заклички, приговорки ”.
Развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст; развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения, развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств, любви и интереса к литературе и фольклору.
Оборудование: выставка детских рисунков, творческие работы детей: книжки-игрушки по теме «Жанры фольклора», учебники.
План урока.
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры). 3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”? Чем фольклор отличается от литературы?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 6)
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )
Итак, 1 задание.
-Кто сможет сказать, что такое пословица?
-Назовите и объясните пословицы. Дома вы должны были подготовить пословицы и проиллюстрировать некоторые из них. Учитель предлагает ещё несколько пословиц для обсуждения:
“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
“Вся семья вместе – так и душа на месте”.
“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.
Какой темой объединены эти пословицы?
“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.
Распутья бояться, так и в путь не ходить Голова — всему начало. Где ум, там и толк.
Не много думано, да хорошо сказано.
Не долго думал, да ладно молвил.
Разумный видит, что за чем (что к чему) идет.
Вы выполнили задание и открывается один лепесток.
2 задание.
-Что такое скороговорка?- Для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)
Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки. Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
-Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей. -Каждая команда должна привести пример своей считалки. Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Это потешки.- Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
-Каждый ряд должен привести пример своей потешки.
-Что такое пестушки? Приведите свои примеры.
5 задание.
-Что такое колыбельные? Для чего они нужны?-Приведите примеры.
А знаете ли вы о чем пели матери в колыбельных? В колыбельных мать часто пела о том, каким ей представляется будущее младенца. Оно обязательно связано с трудом в поле, в лесу, в доме. Колыбельная—очень древний жанр фольклора. Древние люди верили, что сон—подобие смерти, и если ребёнок во сне уже переживает что-то страшное, то в реальной жизни это его уже не коснётся. Вот почему в колыбельных встречается «серенький волчок», который придёт и «ухватит за бочок».
6 задание.
-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Это загадка. Тогда для вас, ребятки,
По загадке.
1 команде.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
- А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.
2 команде.
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)
А как вы догадались?
У него много иголок.
3 команде.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
- Объясните, как вы определили, что это подушка.
Дополнительно: (Загадки из сборника русских народных загадок)
Кто быстрей отгадает?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)
То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.
(месяц)
и др.
Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
Ребята, кто может сказать, что такое заклички?
Зачем они были нужны народу? Приведите свои примеры закличек. Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.)
Учитель приводит ещё примеры закличек:
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Ристань
Богу помолиться,
Кресту поклониться
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко,
Там, там твои детки
Кушают котлетки.
8 задание.
- Что такое приговорка?
-Для чего людям нужны были приговорки? Приведите примеры приговорок. Учитель приводит ещё примеры приговорок:
Бабочка, бабочка,
Сядь на лавочку,
У нас в Рязани
Грибы с глазами,
Дам булавочку Их едят,
А они глядят!
Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за лесом
В огне горят, тебя зовут.
Дополнительный материал. К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
1. Ходит свинка
По борý,
Рвет траву-мураву.
Она рвет
И берет
И в корзиночки кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет!
2. Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха!
3. Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!
4 Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
Подведение итогов.
-Давайте повторим. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня.
Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.
-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос №2 из учебника стр. 7, выполнить задание раздела «Обогащаем устную речь» стр.7