Урок музыки в 6-Б классе
Дата: 07.12.2022.
Тема урока: Два музыкальных посвящения
Цели и задачи:
- формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке и литературе.
- обеспечить развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- вызвать интерес к постижению музыкального образа как единства правды и красоты;
- способствовать формированию готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- познакомить учащихся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора;
- помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки и литературы в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности через романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия»;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).
Личностные универсальные учебные действия:
- воспитание эстетического вкуса;
- формирование нравственно-эмоциональной сферы обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека) через музыкальные, литературные и художественные образы;
- формирование нравственных ценностей путем анализирования художественных образов;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов и музыкальных зарисовок;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности, понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
Познавательные универсальные учебные действия
- расширять свои представления о музыке;
- соотносить содержание иллюстраций с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности;
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции ;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении песни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок – беседа с элементами презентации.
Методическое и материально-техническое оснащение урока:
Учебник Музыка 6 класс авторы: Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская; Методическое пособие к урокам музыки 5-6 класс авторы: Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская,)
Оборудование: компьютер, экран, фортепиано, запись mp3, видеозапись, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята.
Начинаем наш урок музыки.
Эпиграфом к уроку я выбрала вот это произведение. Послушайте его.
( Слайд №1 Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»)
- Вы узнали это произведение?
- Кто автор?
- Какая сказочная поэма легла в основу этой оперы?
- Почему для начала урока я выбрала это произведение?
(Ответы детей)
Я прочту вам фрагмент стихотворения:
Среди имен, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость Родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца -
То Пушкина и Глинки имена.
Н.И.Рыленков
(Слайд №2)
- Кем в музыке является М.И.Глинка? ( ответы)
- А кем в литературе является А.С.Пушкин?
(Слайд № 3)
Тема нашего урока «Два музыкальных посвящения»
- О чем говорит тема, какая информация дана?
- Кому, для чего посвящена?
( Определение цели урока)
(Слайд №4)
2. Цель урока: сформировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке и литературе.
Послушайте фрагмент стихотворения.
(Слайд №5 «Я помню чудное мгновенье» стих)
- Кто автор?
- Кому посвятил А.С.Пушкин это произведение?
(Слайд № 6)
- Подберите к четверостишьям названия соответствующие их образному содержанию.
(Слайд № 7,8,9. Работа с текстом. Воспоминание. Переживание. Радость новой встречи)
- Ребята, а что может быть общего у поэта и композитора?
(Слияние слова и музыки рождают песню , оперу, романс)
- М.И.Глинка написал музыку на эти великолепные строки А.С.Пушкина.
(Слай № 10, 11.)
(Играю тему романса.)
- В каком жанре Глинка пишет музыку?
- Вокальном или инструментальном?
- Какой жанр вокальной музыки? (Романс)
-Что знаете об этом жанре?
Определение музыкальной формы
- Трёхчастная форма соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены 3 важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
- Ответьте на вопросы:
• Какие чувства пробуждает романс?
• Что привлекает в этом музыкальном сочинении?
(Слайд № 12 Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Д. Хворостовского)
(Слайд №13) Шедевр романсной лирики
(Слайд №14) Второе музыкальное посвящение.
«Вальс-фантазия» М. Глинки
- Ребята, постарайтесь понять и услышать какими были отношения М. Глинки и Екатерины Керн? Были ли они безоблачными?
(Слайд №15 звучит начало вальса)
(ответы: громко, пугающе, грозно, затем музыка изменяется: плавная , нежная – контраст)
- Послушайте «Вальс – фантазию» полностью, насладитесь музыкой.
(Слайд № 16)
Как звучит музыка этого вальса? (легко, воздушно, вдохновенно, взволнованно, грустно, тихо и громко)
Это просто вальс или в музыке звучит нечто большее?
Что же объединяет эти два музыкальных произведения?
Оба произведения раскрывают чувства к его любимой. Обязательны ли слова?
Порой музыка, ее интонации способны ярче рассказать о чувствах человека.
-Здесь и взволнованность, восторженность, порыв, смятение, меланхолия, грусть.
(Слайд№ 17) Вальс –фантазия это нечто большее.
- Благодаря музыке Глинки как бы оживает романтическое прошлое, воображение рисует образы прекрасных женских лиц, ассоциирующихся с этой музыкой.
3. Физкультминутка. 4 стихии.
Вокально –хоровая работа.
Распевка.
Работа над песней «Тихий марш»
Итог урока:
• Можно ли романс и вальс назвать музыкальными портретами? И если да, то почему?
4.Рефлексия. (Слайд № 18. Ответьте на вопросы).
5. Оценивание.
6.Домашнее задание. Подготовить мини-проект «Романсы на стихи
А.С. Пушкина. (Слайд №19).