Урок русского языка во 3 классе
Учитель Мельник В. Н.
Тема: Общение знаний о имени прилагательном.
Тип урока : Урок- обобщение
Цель: создать условия для применения знаний признаков имён прилагательных при решении учебных задач.
Задачи урока:
Образовательные :
-обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже),
-совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
Развивающие :
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
-развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
-совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
Воспительные:
-умение работать в парах и самостоятельно;
- воспитывать интерес к предмету,уважительное отношение к учебной деятельности
Предполагаемые результаты:
Личностные :
-положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные :
Познавательные:
- осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
-анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;
Регулятивные:
-осуществление контроля, оценки и регуляции учебной деятельности сверстников в парах.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в парах, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий , умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
- умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными .
Технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, диалоговая, предметно-ориентированная.
Методы: словесные, контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности, фронтального опроса.
Формы организации деятельности : фронтальная, работа в парах
Оборудование: карточки для работы в парах; ноутбук, экран , проектор.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация | Создание эмоционального фона урока | Создает эмоциональный фона урока. Наш урок предлагаю начать такими словами: «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Приветствие гостей. |
2. | Актуализация знаний. Минутка чистописания. | Повторение написания букв. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Объясняет написание букв П,п | Выполняют минутку чистописания. |
3. | Самоопределение к деятельности. 1.Определение темы урока. 2. Определение целей и задач урока. 3. Составление плана работы | Создание проблемной ситуации, при решении которой формируется тема урока Формировать учебно- познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий Формирование у учащихся умений планировать образовательные действий | Загадывает загадку. Я имя ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё ... (Прилагательное) (Слайд №1) Этот урок по теме «Имя прилагательное» последний в теме сформулируйте цели и задачи урока. Задаёт вопросы. При необходимости корректирует результаты ответов. -Сформулируйте цели и задачи урока. - Составьте план работы на уроке. (Слайд №2) | Отгадывают загадку, определяют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока , составляют план. |
4 | Работа по теме урока. 1.Обобщение и систематизация знаний о имени прилагательном. 2. Применение знаний и умений | Организовать обобщение знаний о частях речи, систематизировать их
Проверить умение применить знания и умения определения числа и рода имён прилагательном | 1.Работа по презентации. Дополни предложения. Имя прилагательное обозначает ….. и отвечает на вопросы….. (Слайды №3-4) Имена прилагательные связаны по смыслу с….(Слайды №5-6) Имена прилагательные изменяются по ….. в …..числе. (Слайды №7-8) Род имён прилагательных определяется по …..(Слайды №3-4) Имена прилагательные во множественном числе по …..(Слайды №9-10) Имена прилагательные изменяются по ……..или склоняются. (Слайды №11-12) Падеж имени прилагательного определяется по ….(Слайды №13-14) Имена прилагательные всегда стоит в том же…., …. и ….., что и имя существительное с которым оно связано. ….(Слайды №15-16) Существительное с прилагательным Живет на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле, Стоит в одном с ним роде, числе и падеже. (Слайд №17) 2.Организует работу в парах по карточкам. Карточка Наступила …… весна. Растаяли …… сугробы. Прилетели …. грачи. ….. солнце разбудило лес. Смолой запахли ….. почки. Выглянул …. подснежник. Просыпается в берлоге …. медведь. Слова для справок: косолапый, большие, голубой, ранняя, чёрные, яркое, душистые. Проверяет задание 3.Физминутка Вы смелые? Веселые? Умелые? Милые? Ленивые? Послушные? Красивые? Драчливые? Крикливые? Дружные? (Если «нет» - движение руками, если «да» - топают ногами) 4. Выполнение упражнения 149 у доски. (Списать предложения и определить падеж имён прилагательных) 5. Организует работу по Электронному приложению. | Выполняют задания. Работают в парах по карточкам. Вставляют пропущенные буквы. Определяют число и в единственном числе род имён прилагательных. Выполняют самопроверку по слайду №18 Выполняют упражнения у доске с комментированием. Определяют падеж имён прилагательных |
5 | Рефлексия | Формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. | Чему учились на уроке? - Оцените свою работу на уроке У вас на столе лежат кружки. Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поднимите голубой кружок, кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – желтый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный. | Осуществляют пошаговый и итоговый контроль, оценивают правильность выполнения действий. |
6. | Домашнее задание | | Упражнение 153 | |
Самоанализ урока русского языка во 2 классе.
Учитель Мельник В. Н.
Тема: Общение знаний о имени прилагательном.
Тип урока : Урок- обобщение
Цель: создать условия для применения знаний признаков имён прилагательных при решении учебных задач.
Задачи урока:
Образовательные :
-обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже),
-совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
Развивающие :
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
-развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
-совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
Воспительные:
-умение работать в парах и самостоятельно;
- воспитывать интерес к предмету,уважительное отношение к учебной деятельности
Предполагаемые результаты:
Личностные :
-положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные :
Познавательные:
- осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
-анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;
Регулятивные:
-осуществление контроля, оценки и регуляции учебной деятельности сверстников в парах.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в парах, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий , умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
- умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными .
Технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, диалоговая, предметно-ориентированная.
Методы: словесные, контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности, фронтального опроса.
Формы организации деятельности : фронтальная, работа в парах
Оборудование: карточки для работы в парах; ноутбук, экран , проектор.
Урок является последним при изучении имени прилагательного, как части речи. Выбор формы проведения урока обусловлен особенностями восприятия младших школьников. Все этапы урока взаимосвязаны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся.Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, работа в парах
На первом этапе урока организационный момент прошёл в стихотворной форме, что способствует установлению доброжелательного контакта с детьми , настрой их на работу и сотрудничество. В ходе минутки чистописания решались задачи по развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, отработки правильного каллиграфического . Во время проверки работы используется метод работы в паре.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. Для этого использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях и на карточках..
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки
Учитель рассказывает: Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
Определение темы урока
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательно
-Так как это наш последний урок по данной теме, определите учебную задачу.
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи.
- Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
Слайды.
Работа по карточкам. В парах. Как определить число. А в единственном числе род прилагательных.
Физминутка. Вы смелые? Веселые?
Умелые? Милые?
Ленивые? Послушные?
Красивые? Драчливые?
Крикливые? Дружные?
(Если «нет» - хлопают руками, если «да» - топают ногами)
Какая часть речи
Упр. – как определить падеж прилагательных.
Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поставьте в вазу голубой цветок, кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – желтый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный.