СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок постановки учебной задачи. Урок проведён на городском семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Откр урок»

УМК: « Школа 2100» 4 А класс

Учитель: Владимирова А. В. МБОУ сош № 11 г. Ишимбай

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Тип урока: ОНЗ

Цели:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения

уметь проводить самооценку.

познавательные: развивать умение выделять главное, извлекать информацию, делать логические выводы

коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками.

Оборудование: мультимедийная презентация , карточки.


Этапы урока, время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности .Цели: – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


- Подарите улыбки …

- Звонок объявил начало нашей работы.

Я вижу ваши добрые заинтересованные глаза, вижу в них поддержку и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока.


Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег –снежок

Начинаем наш урок.


- Откройте тетради ( наклон, посадка при письме)

-Запишите число, кл. р.

- Настроились …. ( Пишу чисто, красиво, аккуратно и грамотно)




Слайд 1





Слайд 2

2. Актуализация знаний.

Ночью гуляет ветер по зимнему лесу и срывает снежные пушинки с деревьев.

- Подчеркните грамматическую основу предложения и составьте схему.


Морфол. разбор сущ. (По) лесу



Разбор по составу снежные пушинки

Фонетич разбор ночью


- Почему буква ю обозначает два звука?

Слайд 3.

Синтаксич разбор предл. ( проверка по

эталону)


Морфол. разбор сущ.

( проверка с комментированием)


Разбор по составу

Фонетич разбор

( у доски 1 ученик0


3.Словарная работа.

П…льто, р..яль, л…донь, сн..гирь, к…рабль,

в..р..бьи, м ..дведь, кр..вать.

- Спишите слова, определите род сущ.


-Что общего у всех слов?

- Какое слово лишнее?
-Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

Взаимопроверка по эталону

Слайды 4, 5




Слайд 6

4. Введение в тему урока . Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.


Тишь, вьюга, метель, рожь, коньки, зимовье
- В первый столбик выпишите слова с разд. Ь, во втор0й – ь – показатель мягкости.

-Давайте проверим.

- Какие слова вы не смогли определить в группы?

- С чем столкнулись? В чем проблема?

( Не знаем куда написать слова тишь и рожь)

- Оказывается, существует третья роль мягкого знака.

- Какова же третья роль мягкого знака?

Попробуем решить эту проблему.


- К какой части речи относятся слова?

-Обратите внимание на выделенные буквы. Какие звуки они обозначают? (шипящие)

Слайд 7







Слайд 8





Слайды



5.Формулирование темы и цели урока

- Определите тему урока .

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных

- Какую цель поставим перед собой?

Цель: узнать в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется

Формулируют тему и цели урока.


слайды

6.Открытие нового знания

Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.







7.Первичное закрепление и применение знаний


8.Физминутка

Упр.174. Прочитайте имена существительные.

-Что у них общего?

- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).


Пропустите одну строчку и запишите слова в 2 столбика:

1 – слова без мягкого знака,

во 2 – слова с ь


- Что общего у слов 1-го столбика?

Что общего у слов 2-го столбика?

- Какую надпись сделаете над каждым столбиком?


- Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется.


- Какова же третья роль мягкого знака?


-Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных? (На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).

-Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.


Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.


Танец снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Присядем вместе все в кружок ─

Получается снежок.


-Все сущ. оканчиваются на шипящий.







м.р ж.р.









слайд









Вывод сравнивают по учебнику.









9.Закрепление

мин.



- Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой?

- Назовите главное в выборе написания ь.

( Род имени существительного ).

- Объединитесь в группы ( две соседние парты ).

Cоставьте алгоритм.

- Отчёт групп .

Проверка с опорой на слайд (по эталону).


- Для чего нужен алгоритм?

- Напиши имена существительные в единственном числе, укажи склонение.


Чертежи, вещи, дочери, трубачи, моржи, мелочи, богачи, камыши, этажи, кирпичи, мыши, ночи, стрижи.


- К какому склонению относятся сущ. с ь на конце после шипящих ?









Работают в группах.








Работают в парах в тетради.

Самопроверка по эталону


10. Самостоят. работа .


Красив пейзаж.. зимнего леса. Кругом тиш.. . Угас последний луч.. солнца. Наступила ноч.. Луна осветила на поляне каждую вещ...

На старой сосне сидит лесной сторож.. – мохноногий сыч.. . Долго ему придётся ждать, пока пробежит юркая мышь.. . Холодно и голодно в лесу зимой птицам.

- Выпишите из текста существительные шипящими на конце в два столбика:

ж.р. м.р.

Самостоятельно выполняют задание .






Самопроверка по эталону


11.Повторение и закрепление полученного ранее .

мин.


Всё чаще в городе мы можем увидеть стайки суетливых синиц, красногрудых снегирей, хохлатых свиристелей. В поисках пищи они вынуждены прилетать к жилью человека… Зимой птицы погибают прежде всего от голода, а не от холода.

- Как мы можем им помочь?


слайд

12.Итог урока

Рефлексия

- Вернёмся к проблеме урока.

-Почему у одних сущ. , оканчивающихся на шипящий пишется ь, а у других нет ?


- Что нужно делать, чтобы правильно писать сущ.с шипящими на конце?


- Вы хорошо работали, мне было с вами легко и интересно. Оценки за урок.


- Оцените свою работу на уроке. Выберите солнышко, которое соответствует вашей работе на уроке.


- Пусть вам солнышко всегда улыбается и всем вам дарит своё тепло.


Слайды




Повторяют алгоритм

13.Домашнее задание


Стр. 115 упр .5




Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Языковая разминка  Ночью гуляет ветер по зимнему    лесу и срывает снежные   пушинки  с деревьев. и

Языковая разминка

Ночью гуляет ветер по зимнему

лесу и срывает снежные

пушинки с деревьев.

и

Словарная работа   П .. льто, р..яль, л .. донь,  сн .. гирь, к .. рабль, м..дведь,  кр..вать, ф..нарь .

Словарная работа

П .. льто, р..яль, л .. донь, сн .. гирь,

к .. рабль, м..дведь, кр..вать, ф..нарь .

ср.р.  м. р. ж. р. м. р П а льто, р о яль, л а донь, сн е гирь,  м. р м. р ж. р. м. р к о рабль, м е дведь, кр о вать,  ф о нарь.

ср.р. м. р. ж. р. м. р

П а льто, р о яль, л а донь, сн е гирь,

м. р м. р ж. р. м. р

к о рабль, м е дведь, кр о вать, ф о нарь.

Роль мягкого знака в словах Ь Разделительный Обозначает мягкость согласного  Е Ё Ю Я Ь  Ь

Роль мягкого знака в словах

Ь

Разделительный

Обозначает мягкость согласного

Е

Ё

Ю

Я

Ь

Ь

Тишь, вьюга, метель,  рожь, коньки, зимовье

Тишь, вьюга, метель,

рожь, коньки, зимовье

вьюга, зимовье метель, коньки ? ! тишь, рожь

вьюга, зимовье

метель, коньки

? !

тишь, рожь

Роль мягкого знака в словах Ь Разделительный  Обозначает мягкость согласного  ?

Роль мягкого знака в словах

Ь

Разделительный

Обозначает мягкость согласного

?

существительное ти ш ь, ро ж ь ? ! мягкий знак шипящие

существительное

ти ш ь, ро ж ь

? !

мягкий знак

шипящие

Цель урока: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется

Цель урока:

узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется

ж.р. м.р. душ страж муж нож плюш камыш плач ключ  ночь ложь дочь мышь рожь тишь сушь пустошь

ж.р.

м.р.

душ

страж

муж

нож

плюш

камыш

плач

ключ

ночь

ложь

дочь

мышь

рожь

тишь

сушь

пустошь

Роль мягкого знака в словах Ь Разделительный  Обозначает мягкость согласного   Существительное женского рода

Роль мягкого знака в словах

Ь

Разделительный

Обозначает мягкость согласного

Существительное женского рода

Мы снежинки, мы пушинки,  Покружиться мы не прочь.  Мы снежинки - балеринки,  Мы танцуем день и ночь.  Присядем вместе все в кружок  Получается снежок.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Присядем вместе все в кружок

Получается снежок.

Определить часть речи Если это существительное с шипящим на конце– определить род Женский род Мужской род Ь Ь

Определить часть речи

Если это существительное с шипящим

на конце– определить род

Женский род

Мужской род

Ь

Ь

Сыч - ночная птица отряда сов Красив пейзаж.. зимнего леса. Кругом тиш.. . Угас последний луч.. солнца. Наступила ноч.. .Луна осветила на поляне каждую вещ… На старой сосне сидит лесной сторож.. – мохноногий сыч.. . Долго ему придётся ждать, пока пробежит юркая мыш.. . Холодно и голодно в лесу зимой птицам.

Сыч - ночная птица отряда сов

Красив пейзаж.. зимнего леса. Кругом тиш.. . Угас последний луч.. солнца. Наступила ноч.. .Луна осветила на поляне каждую вещ…

На старой сосне сидит лесной сторож.. – мохноногий сыч.. . Долго ему придётся ждать, пока пробежит юркая мыш.. . Холодно и голодно в лесу зимой птицам.

ж.р. тишь ночь вещь мышь м.р. пейзаж луч сторож сыч

ж.р.

тишь

ночь

вещь

мышь

м.р.

пейзаж

луч

сторож

сыч

Помогите зимующим птицам!

Помогите зимующим птицам!

Чертежи  , вещи, дочери, трубачи, моржи, камыши, кирпичи, стрижи .

Чертежи , вещи, дочери, трубачи, моржи, камыши, кирпичи, стрижи .

2 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл.  Чертеж  , вещь, дочь, трубач,  2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. морж, камыш, кирпич, стриж.

2 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл.

Чертеж , вещь, дочь, трубач,

2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл.

морж, камыш, кирпич, стриж.

Цель урока: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется

Цель урока:

узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется

Определить часть речи Если это существительное с шипящим на конце– определить род Женский род Мужской род Ь Ь

Определить часть речи

Если это существительное с шипящим

на конце– определить род

Женский род

Мужской род

Ь

Ь

Я считаю, что я  справился  и все понял. Я тоже хорошо работал, но  есть сомнения. Я работал не очень хорошо  потому, что не все понял.

Я считаю, что я справился

и все понял.

Я тоже хорошо работал, но

есть сомнения.

Я работал не очень хорошо

потому, что не все понял.

Задание на дом

Задание на дом

  • упр.5, с.115