СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Русские народные инструменты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 1 класса "Русские народные инструменты". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Русские народные инструменты"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЗОЛОТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ РОМАНА САЛЬКОВА»














Урок музыки в 1 классе

«Русские народные инструменты»




учитель музыки

Кононенко Елена Юрьевна














2022 год


Класс: 1

Предмет: Музыка

Тема урока: " Музыкальные инструменты"

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:  познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

Дидактическая цель: ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Задачи урока:
Образовательная: Сформировать представление о музыкальных инструментах.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;

  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение – «Веселый музыкант». Композитор А.Филиппенко



  1. Организационный момент:

СЛАЙД Звучит музыкальное приветствие:

-Прозвенел звонок – Начался урок.

-Здравствуйте, ребята – Здравствуйте учитель.


- Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Присаживайтесь.

СЛАЙД - Ребята, посмотрите на слайд, здесь представлены 4 картинки и высказывание «Без них, как без рук». О чем идет речь?

- Инструменты – это незаменимые помощники людей дома и на работе. Распределите инструменты по их назначению.

Швея или портной – ножницы, нитки.

Учитель – книга и указка

Медсестра – шприц и градусник

Скрипач, музыкант – скрипка.

- Скрипку мы вручили кому? Музыканту

- А кого, ребята, называют музыкантом?

Музыкант - это человек, который исполняет музыку на различных инструментах, ещё его называют – исполнитель.

С помощью чего он может исполнять музыку?

Правильно, Исполнять музыку он может с помощью музыкального инструмента(музыкант)или голоса (певец).

- А какие профессии, связанные с музыкой вы еще знаете?

Композитор – это тот, кто сочиняет музыку

 

Слушатель – тот, кто слушает.

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно и поднимайте руки.

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый...

Барабан

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(На ней играл Крокодил Гена)

Гармонь

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем...

Гитарой

Вы все на ней играете

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

Да-да-да-да-да-да-да.

Вот так поет она всегда.

Ни палочка, ни трубочка

Дудочка

Заиграл смычок по струнам

Песенка звенит над лугом.

Заплясали муравьи,

Солнышко и липка,

Разбудила луг, леса

Озорная...

Скрипка

Оно большое, как комод,

Под крышкой музыка живет.

А маленькие дамы

На нем играют гаммы.   

Пианино

- Как  много вы знаете музыкальных инструментов …


СЛАЙД (звуки природы)

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!

– О чём стихотворение?
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (шум ветра, шум дождя, щебет птиц, шелест листьев, шум деревьев, шум волны, воды…..)


2. Актуализация знаний

СЛАЙД Споём русскую народную песню- закличку «Дождик»:

Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!

– Почему песня называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку? (Народ)
– Как родились народные песни? (передавались по традиции из поколения в поколение)

– О чём нам могут рассказать народные песни?(Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах)

3. Постановка проблемы

– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?

Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка… А четвертую балалаечку…..

- Какие знаете русские народные инструменты?

- Назовите тему урока. Музыкальные инструменты

СЛАЙД Сегодня мы узнаем о русских народных инструментах

-В музыкальном королевстве живут самые разные музыкальные инструменты.

4. «Открытие» нового

СЛАЙД На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»   

– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?
– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал?

СЛАЙД – Гусли – самый древний музыкальный струнный  инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали  о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

СЛАЙД А этот инструмент называется домра.

– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).

Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

СЛАЙД Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.

А. Орлов

– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок.


СЛАЙД О каком инструменте говорится в загадке?

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать.

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).

Если бы инструменты могли заговорить и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями. Вот послушайте одну из них и подумайте, какой инструмент так рассказывает о себе:

-Сидел рыбак веселый на берегу реки,

И перед ним по ветру качались тростники.

Сухой тростник он срезал, и скважины проткнул,

Один конец зажал рукой, в другой конец подул.

И будто оживленный тростник заговорил,

То голос человека, и голос ветра был.

Человек услышал вдруг

Нежный, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

Приложил к губам он трубку, полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий, называется... (свирель).

СЛАЙД Свирель – русский народный духовой инструмент с боковыми отверстиями . (музыкальный пример игры на свирели).


СЛАЙД Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.

Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»

– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).

СЛАЙД Прослушайте звучание ещё одного инструмента. По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.

– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.


СЛАЙД СвистулькиДвуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

СЛАЙД Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?

СЛАЙД Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.

Прослушайте звучание бубенцов.


СЛАЙД – Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись у скоморохов.

– Прослушайте звучание бубна.



СЛАЙД Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два.
Два чуда – две чудесных ложки!
Округлых, звонких, расписных!
Чечётку, даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Л. Логинов.

Ребята, послушайте как звучат ложки.


СЛАЙД Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок. Музыкальный пример.

Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).

СЛАЙД – Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
                                                                       Л. Яковлев

Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?

Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.

Музыкальная физ-минутка

Вокально – хоровая работа

- Какую песню вы выучили на прошлом уроке? Веселый музыкант

СЛАЙД - Давайте с вами повторим песню.

- Ребята, с каким настроением мы должны петь эту песню?  

- Давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки положить на колени.  

- Я слышу, что некоторые из вас допускают небольшие ошибки в произношении.

- Ребята, петь нужно четко, правильно, чтобы каждый гласный звук был отчетливо слышен, давайте с вами попробуем пропеть без музыки эту песню шепотом.

-  А сейчас, давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки положить на колени. И споем эту песню снова.



Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, на какие группы делятся народные инструменты?

СЛАЙД (струнные, духовые, ударные).

СЛАЙД - И какие инструменты относятся к каждой группе.

Рефлексия

Вывод

– Что нового узнали? Чему научились?
– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?