Тема: ь в конце слова.
Цель: 1) Познакомить с ролью ь в конце слова; обучить употреблению ь для обозначения мягкости согласного звука.
2) Развивать аналитическое мышление, внимание, кругозор учащихся, пополнять словарный запас.
3) Пополнить словарный запас, воспитывать интерес к предмету.
Ключевая идея урока: исследование образовательной активности учащихся, через организацию интерактивного взаимодействия в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: изображения животных; словарные слова, зашифрованные словарные слова, шифр к ним; фотографии с растениями; мяч.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Создание условий для взаимодействия «ученик-ученик», «ученик-учитель» посредством тренинга «У соседа лучше».
Звучит музыка хоровода «Лавата». Дети трогают у своих соседей те части тела, которые называет учитель: мои руки хороши, а у соседа лучше и т.д.
2. Актуализация опорных знаний.
Уч-ль: Что бы узнать, что - то новое, как вы думаете с чего надо начать?
Дети: Повторить пройденное.
Уч-ль: Да, конечно. Давайте вспомним и повторим пройденное.
(на доске буквы А, О, У, И, Ё, Ы, Э, Ю, Я, Е)
Уч-ль: Что можно сказать о этих буквах?
Дети: Это гласные буквы.
Уч-ль: Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак.
Дети: Можно распределить по обозначению твердости и мягкости согласных звуков .
3. Графическая минутка.
На доске: б, ю, о, ь, щ, и.
- Найдите лишнюю букву в этом ряду. К каким буквам ее можно отнести к гласным или согласным? Почему? (Не обозначает звука).
- Запишите: ь ь ь ь ь ь ь нь мь соль, тень.
Весна: март, …., май.
- Какое слово пропущено? (апрель) Запишите.
4. Постановка темы урока и целей.
-Ребята, а как вы думаете, о какой букве сегодня пойдёт речь? Почему вы так решили? Какие цели мы должны перед собой поставить?
Учитель помогает поставить цели урока.
Физкультминутка:
Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
5. Изучение нового материала.
Работа в группах. Составляю 2 группы по три человека - это Рустам, Самат, Алиса и Сункар, Влад и Даша. (Буду наблюдать как работает Рустам в этой группе. На следующий урок, поставлю его в группу с Владом и Дашей.)
- Ребята, каждая группа отгадывает загадку, находит отгадку в картинке, записывает слово и делает схему этого слова.
1- команда. Лучше я остерегусь, ущипнул сестрёнку … . (ГУСЬ)
2-я команда. Он стройный и красивый, у него густая грива. (КОНЬ)
Дети, а кто сможет назвать этих животных на другом языке?
На казахском: ?аз, ат; на английском: гус и хорс.
5. Физкультминутка: Утром встал гусак на лапки. Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо. Приседание сделал справно. Клювиком почистил пух. И скорей за парту - плюх
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику стр. 84 упр. 5
Дополни предложения.
Зонт поставили в … (угол). В печке горит …(уголь). У доски лежит …(мел). Корабль сел на …(мель).
Как изменились слова с Ь. Получились новые слова, изменилось значение слов. Что обозначает ь в словах? (мягкость согласных).
6. Индивидуальная работа.
Алиса и Влад составляют записывают несколько слов с Ь на конце.
Сункар и Самат составляют по два предложения со словами, содержащими Ь на конце слова.
Даша и Рустам подбирают звуковые схемы к словам.
7. Закрепление. Работа в группах. Составьте слова, пользуясь шифром.
??◊?? (олень) ?????? (окунь)
Шифр:
¢- я
?- к
?-о
?- л
◊-е
? -ь
?-н
?- у
-Какие слова вы составили? - Какие признаки этих животных вы можете назвать? ( учитель показывает изображения названных животных)
8. Итог урока.
Уч-ль: Какова была цель нашего урока?
Дети: Познакомиться с буквой Ь.
Уч-ль: Какую работу выполняет эта буква?
Дети: Эта буква стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.
9. Рефлексия.
Я довольна вашей работой на уроке. Вы молодцы! Сами открыли для себя букву Ь, доказали какую работу в слове он выполняет.
Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Что мы узнали нового? Что вас заинтересовало? Что вам ещё хотелось бы узнать на следующих уроках?
10. Домашнее задание.