Урок-экскурсия
Тема: Природа, ее разнообразие (экскурсия)
3 класс
Составила: Серокурова Оксана Сергеевна
ГУ «ЛУВК «Интеллект»
Цель урока:
закрепить знания учащихся, полученных при изучении темы «Как устроен мир»; предоставить учащимся возможность получения практической информации по теме «Природа, ее разнообразие»; знакомить с проявлением и использованием изученных предметов и законов; расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся; формировать умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации; воспитывать бережное отношение к природе, знакомить с лучшими представителями выбранной профессии; воспитывать уважения к людям труда.
Формируемые УУД:
регулятивные: контролировать и оценивать свои действия; учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания различных представителей природы, выделения существенных признаков групп растений и животных, сравнивать, классифицировать представителей флоры и фауны по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений о растениях и животных;
коммуникативные: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевать диалогической формой коммуникации; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; приобретать умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия;
личностные: формировать внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение, учится замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взгляда-ми, мнениями
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Межпредметные связи: развитие речи, литературное чтение, рисование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, беседа, наблюдение
Основные термины и понятия: природа, живая природа, животные (фауна), растения (флора), экология.
Оборудование: плакат «эволюционная лестница», природа
Ход экскурсии
Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я желаю вам ребята, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: «Так держать!
За парты садитесь,
Пора начинать».
Мотивация к учебной деятельности
Вопрос о происхождении жизни является одним из наиболее трудных и наиболее интересных вопросов. Возникновение жизни, переход от неживого к живому является наиболее волнующим умы ученых с давних пор. Ученые не оставляют попыток найти и воспроизвести условия, при которых на Земле возникла жизнь. Необходимо отметить, что по космическим меркам планета Земля и жизнь на ней возникли практически одновременно (возраст Земли - 4 - 4,5 млрд. лет, “возраст” живого - не менее 3,8 млрд. лет).
Существует целый ряд других фундаментальных отличий живого от неживого. Отличать живое вещество от неживого ученые научились еще в XIX в., а мы с вами работали над этим с начала учебного года.
?
Кто, по вашему мнению, занимает верхнюю ступень эволюционной лестницы?
Целеполагание и мотивация
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Что такое экскурсия?
- Правильно, мы будем выполнять задание, осматривая природу, мир в пределах парковой зоны возле нашей школы.
Цель нашей экскурсии – это ваши наблюдения. Вы должны будете определить названия растений и животных, птиц, насекомых, которые нам встретятся.
- Напомните мне правила поведения на улице (инструктаж).
Одному всех дорог не пройти и во век,
Что находит в безбрежном пути человек?
Одному всех вершин не собрать и во век,
Но с друзьями пройдет сто дорог человек!!!!
Отправляясь в путешествие, необходимо взять собой необходимый багаж. А какой багаж мы возьмём с собой? Это наши знания, которые мы получили на предыдущих уроках.
Основной этап
начало маршрута
Построение, прибытие на место
Осмотр местности
- Ребята, посмотрите вокруг, кто нас сейчас встречает?
- Давайте сначала станем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого парка, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.
- Послушайте, какие звуки вокруг? Как вам кажется, рада вам природа? Как вы себя чувствуете, какое настроение?
- Раз вам хорошо, значит и природа вам рада, запомните это открытие. И если вдруг вам станет плохо, вы всегда можете выйти в парк, посмотреть вокруг на красоту природы, послушать пение птиц, и уверяю вас, хорошее настроение вернется. Но в ответ и природа просит бережного отношения к себе.
- Скажите теперь, в чем сила улыбки? Радостно у вас на душе? Настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, природе, друг другу, то ваша волшебная улыбка будет дарить и вам, и окружающим добро, здоровье, счастье.
- Посмотрите вокруг, какие царства живой природы вы видите, слышите?
ход экскурсии
Остановка 1. Какие растения вы видите вокруг? Назовите их. Помните ли вы какие-либо стихи о природе?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
(И.Бунин)
- Осмотритесь еще раз. Назовите примеры положительного воздействия людей на окружающие сейчас нас растения.
- А какие примеры отрицательного воздействия вы видите?
- Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения?
– Что бы вы хотели сделать, если бы уже сейчас вы были взрослыми?
Остановка 2. Каких животных, птиц, насекомых вы видите или слышите? Назовите их.
- Назовите примеры положительного воздействия людей на животный мир.
- А какие примеры отрицательного воздействия вы можете назвать?
- Как вы можете помочь животным?
Остановка 3. Скажите, пожалуйста, кого еще кроме животных и растений мы может отнести к живой природе?
- Посмотрите вокруг, какие примеры сообществ людей вы можете назвать?
- Какие положительные примеры развития человеческого общества, каждого человека индивидуально вы можете назвать?
спроси у меня…
- Оглядитесь: есть ли примеры, которые приносят вред, позорят людей, как представителей человечества?
- Что можно сделать, чтобы исправить это? Как не допустить?
- Мы можем прямо здесь и сейчас сделать доброе дело, достойное звание человека. А давайте поиграем в экологов: быстро соберем весь мусор с этого участка и порадуемся за свое доброе дело.
V. Итоговый этап.
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Какие растения и животных мы с вами наблюдали?
- Какое доброе дело сделали?
VI. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
• Я был активен и доволен своей работой.
• Я старался, но у меня ещё не всё получилось.
• Я работал недостаточно хорошо.
VII. Заключительный
Ирина Трофимова
Берегите природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!