КГКП «Ясли-сад №4» отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области
Развитие
эмоционального интеллекта
у детей дошкольного возраста
Развивать у детей эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание – одна из задач социально-коммуникативного развития. Введение данных понятий в современную дошкольную педагогику необходимо. Чтобы иметь возможность грамотно организовать работу по эмоциональному развитию дошкольников нужно знать, что они означают.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.-
- “ способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций;
- способность понимания эмоций и эмоциональных знаний;
- способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности»
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?
Это способность человека: распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали отечественные педагоги и психологи (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.). Чтобы воспитатели использовали достижения ученых в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоретическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.
- Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе – важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включает значимые для человека эмоциональные переживания.
Понятие
«эмоциональный интеллект»
- Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Оно связано с работами зарубежных педагогов и психологов 90-х гг. ХХ в.: Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Гоулмана - касается лишь части эмоциональной сферы.
Классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека . Эта классификация отражает ситуационную зависимость или независимость эмоциональных переживаний
Аффекты – сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно и «мимовольно», т.е. не контролируются ребёнком.
Собственно эмоции – более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания, имеют отчётливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личную оценку.
Чувства – устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации и направленные на человека, объект, деятельность (любовь к маме, патриотизм, увлечение музыкой и т.д.)
Настроение – общий, фоновый эмоциональный настрой человека
Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению с эмоциями переживания
Структура эмоционального интеллекта делиться на 2 измерения: - направленность на собственные эмоции и эмоции других людей; - линию понимания эмоций и линию управления ими. Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта : 1 - понимание собственных эмоций; 2 - понимание эмоций других людей; 3 - управление собственными эмоциями; 4 - управление эмоциями других людей .
Приоритетным направлением в системе современного дошкольного образования должно быть воспитание чувств: чувство патриотизма, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.
Развитие эмоционального интеллекта – тактическая линия, которая обеспечивает способность справиться с конкретной текущей ситуацией.
Эта тактическая линия наиболее важна в работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Крайне важно учить детей различать и понимать как свои эмоции, так и эмоции других людей и правильно вести себя в той или иной ситуации.
Почему эмоции так важны? Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.
Задачи работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы
Знакомить с основными эмоциями
Распознавать эмоциональные проявления у себя и у других людей
Научить простым приёмам саморегуляции
Обогащать словарь словами, обозначающими эмоции, чувства, настроение
Формировать навыки совместной деятельности общения
Игры для развития эмоционального интеллекта: 1) «Я удивлюсь, если…» 2) Изображаем все шесть эмоций 3) Угадываем эмоцию 4) Изображаем эмоцию с помощью движений тела 5) Угадываем эмоцию по голосу 6) Рисуем линии эмоций 7) Рисуем цвет эмоций 8) «Изобрази настроение» и т.д.
Спасибо за внимание!