Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022»
Методическая мастерская Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Учитель биологии и химии,
Житниковская Ольга Александровна
МБОУ ОЦ №3 Майкопского района
Познание само по себе
необычный процесс, который
пробуждает живой и негасимый
интерес.
В.Сухомлинский .
Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии
Сентябрь 2021
Причины отсутствия интереса к учению
- Пробелы в знаниях;
- отсутствие приемов и навыков учебного труда;
- нарушение взаимоотношений
с учителем, родителями,
сверстниками;
интересы;
- несформированность отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов).
Развитие познавательного интереса
Общий уровень развития познавательного интереса к учёбе
ЗАВИСИТ:
от количества мотивов, которые
побуждают деятельность
1
от актуализации ситуативных факторов
2
от побуждающей силы каждого элемента урока
3
Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования учителя, обстановка в классе оказывают значительное влияние на интерес учащегося к определенному предмету .
изучение нового материала закрепление контроль оценка " width="640"
Традиционная схема обучения:
Актуализация знаний изучение нового материала закрепление контроль оценка
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие стремления к глубокому познанию изучаемых предметов
Формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности
Развитие познавательной
активности учащихся
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение) учащихся, побуждать их прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности
Средства активизации познавательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности
Уровневая дифференциация
Методы формирования интереса к учению
Приёмы и формы активизации познавательной деятельности на различных этапах урока
Психологические принципы для формирования мотивации учения
- Учет возрастного своеобразия деятельности и мотивации обучающихся; - включение ребенка в активные виды деятельности и виды взаимодействий с другими; - появление психических новообразований школьника в деятельности;
- к ачественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы; - возможность программирования характера мотивации через тип учения.
Активизация познавательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
1.Программированный опрос (тест)
2.Индивидуальные задания для отдельных учащихся
3. Индивидуальные задания творческого характера
1.Единые задания, учитывая индивидуальные способности ученика
2.Разноуровневые задания
1.Работа в группах
2.Работа в парах:
«Слабый - средний»;
«средний - сильный»;
«сильный-сильный»
Приёмы и методы для развития познавательного интереса
Метод моделирования
1
Проведение экспериментов и лабораторных опытов
2
Создание леп-бука, как итогового продукта деятельности на уроке
3
Создание и решение кроссвордов, ребусов и загадок
4
Преподаватель должен помнить
СРЕДНИЙ
школьный возраст
МЛАДШИЙ
СТАРШИЙ
школьный возраст
ш кольный возраст
Интересны познавательные мотивы самообразования ; активно формируются мотивы, способствующие выбору профессии; укрепляются социальные мотивы.
Преобладают социальные мотивы : активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, освоить навыки общения с другими людьми.
Преобладает познавательный мотив : ученик хочет понять, что такое учиться и освоить новую социальную позицию школьника (сидение за партой, ношение портфеля и др.)
Учебная деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована учителем так, чтобы учащиеся были на уроках активны, коммуникабельны и с радостью формировали необходимые знания, умения и навыки.
Спасибо за внимание