СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

«Развитие речи детей дошкольного возраста

средствами дидактических игр»


В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников

Речевые игры для детей 3-4 лет

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход игры: Родители показывают предметы поочередно и демонстрируют, как они звучат. Затем предлагают отгадать загадки. Убирают все предметы за ширму и действуют с разными предметами, а ребенок распознает, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Громко – тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка для ребенка.

Ход игры: У ребенка в руках 2 флажка. Если мама громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Листопад»

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Родители выкладывают на столе листочки, напоминая ребенку про осень.

  • Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!

Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.

  • Все листики на земле. Давай соберем листочки в ведерко. Родители совместно с ребенком собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Речевые игры для детей 5-6 лет «Подбери словечко» Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий» (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). «Кто кого обгонит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Ход игры: Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»
  • Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
  • Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
  • Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
  • Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Речевые игры для детей 6-7 лет «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Ход игры: Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова – это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
  • Приятель – друг – враг;
  • Грусть – радость – печаль;
  • Еда – очистки – пища;
  • Труд – завод – работа;
  • Танец – пляски – песня;
  • Бежать – мчаться – идти;
  • Думать – хотеть – размышлять;
  • Шагать – сидеть – ступать;
  • Слушать – глядеть – смотреть;
  • Трусливый – тихий – пугливый;
  • Старый – мудрый – умный;
  • Бестолковый – маленький – глупый;
  • Смешной – большой – огромный.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: «Цветок красный, а цветочек красненький».

Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.

  • Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

  • Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

  • Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

  • Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

  • Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

  • Дом низкий, а домик … (низенький).

  • Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ход игры: Ребенок рассматривает рисунки – животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант – лают), корова и теленок щиплют траву (вариант – мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант – скачут), утка и утенок плавают (крякают).

  • Назови животных и их детенышей.

  • Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.