СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у школьников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены игры и упражнения,

направленные на развитие связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у школьников.»

  Развитие связной речи у школьников   Учитель-логопед МАОУ СОШ №7 Гунтик Н.Н. 2025г г.Когалым

Развитие связной речи у школьников

Учитель-логопед МАОУ СОШ №7

Гунтик Н.Н.

2025г

г.Когалым

 Связная речь -  это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.  Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.  Ф.А. Сохин

Связная речь -  это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

Ф.А. Сохин

Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, связанные единством темы, чётким выделением структурных единиц.

Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, связанные единством темы, чётким выделением структурных единиц.

Связная устная речь представляет собой двухсторонний процесс из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием формирования устной речи является связность.

Связная устная речь представляет собой двухсторонний процесс из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь).

Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую.

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием формирования устной речи является связность.

Особенно это ярко выражено в ходе проведения устного собеседования учащихся 9 классов, когда наблюдаешь бедность словарного запаса, нарушение лексико-грамматических конструкций высказываний, не способность составить и сформулировать предложения.

Особенно это ярко выражено в ходе проведения устного собеседования учащихся 9 классов, когда наблюдаешь бедность словарного запаса, нарушение лексико-грамматических конструкций высказываний, не способность составить и сформулировать предложения.

Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи

Игры и упражнения,

направленные на развитие связной речи

Упражнение «Синонимы»

Упражнение «Синонимы»

Игра «Сравни-ка»

Игра «Сравни-ка»

«Чтобы дети говорили хорошо, правильно, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами».  (Жинкин Николай Иванович )

«Чтобы дети говорили хорошо, правильно, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика,

умеющего передать замысел простыми словами».

(Жинкин Николай Иванович )

Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи); пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи; грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения).

Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции:

  • звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию);
  • лексическую (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи);
  • пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи;
  • грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения).
Игра «Назови одним словом»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Животные и их детёныши»

Игра «Животные и их детёныши»

Игры со словами.  « Зашифрованное слово». Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот- по первому слогу;  ПРЕДЛОЖЕНИЕ Пуговица, молоток, лава -по второму слогу ;  ГОЛОВА Колесо, село, панама - по последнему слогу.  СОЛОМА

Игры со словами.

« Зашифрованное слово».

Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот- по первому слогу;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Пуговица, молоток, лава -по второму слогу ;

ГОЛОВА

Колесо, село, панама - по последнему слогу.

СОЛОМА

«Подбери слова».  Как называется избушка, где живет сторож?  __ __ __ __ __ Ж __ __  2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __  3.Твердая застежка на поясе. __ __ __ Ж __ __  4.Часть стола или стула.   __ __ Ж __ __  ( Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка)

«Подбери слова».

  • Как называется избушка, где живет сторож?

__ __ __ __ __ Ж __ __

2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __

3.Твердая застежка на поясе. __ __ __ Ж __ __

4.Часть стола или стула. __ __ Ж __ __

( Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка)

 « Найди ошибку» Задание:   «Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно». - Зимой в саду расцвели яблони. - В ответ я киваю ему рукой. - Самолёт сюда, чтобы помочь людям.  - После грибов будут дожди.   «Правильно или нет?» Задание:  «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ». Мама ставит вазу с цветами в стол. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

« Найди ошибку»

Задание:   «Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно».

- Зимой в саду расцвели яблони.

- В ответ я киваю ему рукой.

- Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

- После грибов будут дожди.

«Правильно или нет?»

Задание:  «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ».

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

 Замените слова фразеологическими оборотами. Важничать – задрать нос Обманывать – водить за нос тише воды, ниже травы Вести себя скромно – Обидеться – надуться, как индюк Всё прошло гладко – без сучка, без задоринки Внезапно – без сучка, без задоринки Лезть не в свои дела – совать нос Очень мало – кот наплакал

Замените слова фразеологическими оборотами.

Важничать –

задрать нос

Обманывать –

водить за нос

тише воды, ниже травы

Вести себя скромно –

Обидеться –

надуться, как индюк

Всё прошло гладко –

без сучка, без задоринки

Внезапно –

без сучка, без задоринки

Лезть не в свои дела –

совать нос

Очень мало –

кот наплакал

«Переведите на русский язык».  Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят «переводить» такие пословицы. 1.Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам). Семь раз отмерь, один раз отрежь.  2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан). Шило в мешке не утаишь .   3.Маленький горшок хорошо нагревается (Англия). Мал золотник, да дорог.

«Переведите на русский язык».

Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят «переводить» такие пословицы.

1.Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).

Шило в мешке не утаишь .

3.Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).

Мал золотник, да дорог.

4.Сын леопарда - тоже леопард (Африка).  Яблоко от яблони недалеко падает. 5.Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет). Куда иголка, туда и нитка. 6.После обеда приходится платить (Англия). Любишь кататься, люби и саночки возить. 7. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) Пуганая птица всего боится.

4.Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

Яблоко от яблони недалеко падает.

5.Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет).

Куда иголка, туда и нитка.

6.После обеда приходится платить (Англия).

Любишь кататься, люби и саночки возить.

7. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция)

Пуганая птица всего боится.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!