СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  представлен для слушателей курсов повышения квалификации

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблиц»

Жаркова М.А.

МАДОУ №77

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

в рамках Областного семинара для слушателей курсов повышения квалификации «Построение образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» ОГБУ ТГПК (10.12.2014 г.);


Познавательное и речевое развитие воспитанников является одними из

направлений деятельности каждого образовательного учреждения,

реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного

образования, обязательным компонентом федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность

больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Раз-вивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содер-жанием, ее последовательностью, образованием строения предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организо-ванная система работы над языком способствует овладению им.

Формирование родного языка должно быть осознанным, осмысленным, так

как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.

«Осознавать, по мнению С.Л. Рубинштейна, – значит отражать объектив-ную реальность посредством объективированных в слове общественно вы-работанных обобщенных значений».

Человек, получая впечатления от воздействующих на него предметов (явле-

ний) действительности, может словесно называть их, выражать отношения между ними при помощи языка. Благодаря слову, он имеет возможность дать себе отчет об отражаемом, а это значит, что его впечатления становятся со знательными. Таким образом, осознание возможно благодаря языку.

Подтверждая доступность осознания элементов речи уже в стихийном опы-

те детей, исследователи подчеркивают важность специальной работы по

развитию сознательного отношения к языковой действительности, чтобы

выработать у детей умение «оперировать не с языком, а над языком»

(А.А. Леонтьев).

Поэтому необходимо целенаправленное развитие речи и речевого общения. Центральная задача - формирование языковых обобщений и злементарного

осознания явлений языка и речи.

Но не всякое формирование способствует осознанию явлений языка и речи.

Формирование, которое сводится только к накоплению речевых действий , но не вырабатывает у детей мыслительные операции (анализ, синтез, сравне-ние обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются, систематизи-руются и используются осмысленные предпосылки универсальных учебных действий , мало эффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое

позволит сделать более эффективным процесс формирования у дошкольников интегративных качеств. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» лич-

ности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,

оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умо-

заключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет

сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач

речевой деятельности – формирование у детей связной речи, т.е. четко, по-

следовательно излагать свои мысли. В исследованиях психологов обнаруже-

но, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное

мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и на- глядному моделированию, использованию речевых действий при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ гра-

мотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. У ребенка развиваются предпосылки выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все

более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический

материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемо́ника (греч.  искусство запоминания), мнемоте́хника — совокуп-ность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциа-ций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представ-ления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представле-ние, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти раз-личных типов для упрощения запоминания.

Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обо-значение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предме-тов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описываю-щей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемо-ники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству лю-дей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связа-но с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника (определение в новых современных системах запоми-нания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими зна-чимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность прие-мов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной сис-теме, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение ме-тодов, определённых в данной конкретной мнемонике.

Одни из основных приёмов: образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, рифмизация,нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой инфор-мацией.

Запоминание в мнемонике основано на свойстве памяти очень быстро запо-минать связь между одновременно воспринимаемыми образами (или, что то же самое, связь между образами, созданную в воображении). Основной метод мнемоники можно посмотреть на иллюстрациях запоминания исторических дат (мнемокарточки).

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяю-щие активизировать зрительную память. Может использоваться для запо-минания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зри-тельной памяти над другими видами памяти.

Приём Смысловой рисунок: создаёт «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться».

Например: запоминание стихотворения.

Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим по-ясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематичес-ким рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно-придуманные ассоциациативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запомина-емым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последо-вательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание.

Многие виды деятельности , которые ребенок не может усвоить и за-помнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе органи-зованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если это дается ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделя-ми, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для раз-вития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким об-разом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных дейст-вий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается нагляд-но-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закреп-ляющимся в слове.

Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пере-сказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А из-готовленные загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне не-прерывной образовательной деятельности.

Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.

Такой подход позволяет: расширять представления детей об окружающем,

развивать связную речь, развивать психические процессы: память, мышле-ние, внимание, восприятие.

Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи – это дидактический материал.

Его можно использовать:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям,

разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми использую мнемотаблицы

по сказкам, составляя их сама и используя таблицы других авторов.

Это дает возможность разнообразить деятельность, на которых решаются задачи формирования связной монологической речи (монолог-описание, монолог- повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные таблицы, легко использовать самые разнообразные задания:

 покажите любимый фрагмент и расскажите о нем (эмоции);

 опишите, какой был герой (монолог-описание);

 докажите словами сказки какой герой положительный, а какой

отрицательный (монолог-рассуждение, доказательство);

 расскажите сказку с конца (установка последовательности, временных

связей, понимание, монолог-повествование);

 расскажите от имени разных персонажей (диалогическая речь);

 дорисуйте то, что помогло героям (установка логических связей

произведения).

Мнемотаблицы по временам года использую при ознакомлении с характер-

ными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает детям сос-

тавлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях приро-ды, устанавливать взаимосвязи.

Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запо-

минания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим

загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.

Составление мнемотаблиц по рассказам. При подготовке к такой деятель-ности произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится

на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением произведения по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.

Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои

схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами

кодирования информации. Этапы работы со схемой - моделью:

1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками -

символами;

2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;

3. научить самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему -

модель как план пересказа;

4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения

рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой инте-

рес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок,

запоминании и чтении стихов.

Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц мне удалось до-

стичь следующих результатов:

 у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в

повседневной жизни;

 расширился круг знаний об окружающем мире;

 обогатился словарный запас;

 дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться

перед аудиторией.

Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, вооб-

ражение, внимание, но и помогает детям рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного

метода в работе с дошкольниками. Чем раньше начинам использовать метод мнемотехники и схемы– модели, тем лучше сформируем предпосылки универсальных учебных действий , так как связная речь является важным показателем умственного развития ребенка и школьной зрелости.


Литература

1. Алексеева М.М., Макарова В.Н., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.:Литерат.Мозаика, 2009.

3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотех-ники.- СПб., 2005.

4. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2009.

5.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2010.

6.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник. – М.: Академия, 2008.

7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание.- 1990. -№10.

8.. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду.- 2004. -№2.