Жаркова М.А.
МАДОУ №77
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
в рамках Областного семинара для слушателей курсов повышения квалификации «Построение образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» ОГБУ ТГПК (10.12.2014 г.);
Познавательное и речевое развитие воспитанников является одними из
направлений деятельности каждого образовательного учреждения,
реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, обязательным компонентом федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность
больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Раз-вивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содер-жанием, ее последовательностью, образованием строения предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организо-ванная система работы над языком способствует овладению им.
Формирование родного языка должно быть осознанным, осмысленным, так
как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.
«Осознавать, по мнению С.Л. Рубинштейна, – значит отражать объектив-ную реальность посредством объективированных в слове общественно вы-работанных обобщенных значений».
Человек, получая впечатления от воздействующих на него предметов (явле-
ний) действительности, может словесно называть их, выражать отношения между ними при помощи языка. Благодаря слову, он имеет возможность дать себе отчет об отражаемом, а это значит, что его впечатления становятся со знательными. Таким образом, осознание возможно благодаря языку.
Подтверждая доступность осознания элементов речи уже в стихийном опы-
те детей, исследователи подчеркивают важность специальной работы по
развитию сознательного отношения к языковой действительности, чтобы
выработать у детей умение «оперировать не с языком, а над языком»
(А.А. Леонтьев).
Поэтому необходимо целенаправленное развитие речи и речевого общения. Центральная задача - формирование языковых обобщений и злементарного
осознания явлений языка и речи.
Но не всякое формирование способствует осознанию явлений языка и речи.
Формирование, которое сводится только к накоплению речевых действий , но не вырабатывает у детей мыслительные операции (анализ, синтез, сравне-ние обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются, систематизи-руются и используются осмысленные предпосылки универсальных учебных действий , мало эффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое
позволит сделать более эффективным процесс формирования у дошкольников интегративных качеств. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» лич-
ности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,
оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умо-
заключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет
сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач
речевой деятельности – формирование у детей связной речи, т.е. четко, по-
следовательно излагать свои мысли. В исследованиях психологов обнаруже-
но, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное
мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и на- глядному моделированию, использованию речевых действий при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ гра-
мотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. У ребенка развиваются предпосылки выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все
более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический
материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемо́ника (греч. искусство запоминания), мнемоте́хника — совокуп-ность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциа-ций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представ-ления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представле-ние, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти раз-личных типов для упрощения запоминания.
Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обо-значение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предме-тов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описываю-щей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемо-ники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству лю-дей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связа-но с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоми-нания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими зна-чимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность прие-мов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной сис-теме, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение ме-тодов, определённых в данной конкретной мнемонике.
Одни из основных приёмов: образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, рифмизация,нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой инфор-мацией.
Запоминание в мнемонике основано на свойстве памяти очень быстро запо-минать связь между одновременно воспринимаемыми образами (или, что то же самое, связь между образами, созданную в воображении). Основной метод мнемоники можно посмотреть на иллюстрациях запоминания исторических дат (мнемокарточки).
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяю-щие активизировать зрительную память. Может использоваться для запо-минания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зри-тельной памяти над другими видами памяти.
Приём Смысловой рисунок: создаёт «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться».
Например: запоминание стихотворения.
Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим по-ясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематичес-ким рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно-придуманные ассоциациативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запомина-емым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последо-вательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание.
Многие виды деятельности , которые ребенок не может усвоить и за-помнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе органи-зованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если это дается ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделя-ми, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для раз-вития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким об-разом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных дейст-вий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается нагляд-но-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закреп-ляющимся в слове.
Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пере-сказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А из-готовленные загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне не-прерывной образовательной деятельности.
Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.
Такой подход позволяет: расширять представления детей об окружающем,
развивать связную речь, развивать психические процессы: память, мышле-ние, внимание, восприятие.
Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи – это дидактический материал.
Его можно использовать:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям,
разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми использую мнемотаблицы
по сказкам, составляя их сама и используя таблицы других авторов.
Это дает возможность разнообразить деятельность, на которых решаются задачи формирования связной монологической речи (монолог-описание, монолог- повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные таблицы, легко использовать самые разнообразные задания:
покажите любимый фрагмент и расскажите о нем (эмоции);
опишите, какой был герой (монолог-описание);
докажите словами сказки какой герой положительный, а какой
отрицательный (монолог-рассуждение, доказательство);
расскажите сказку с конца (установка последовательности, временных
связей, понимание, монолог-повествование);
расскажите от имени разных персонажей (диалогическая речь);
дорисуйте то, что помогло героям (установка логических связей
произведения).
Мнемотаблицы по временам года использую при ознакомлении с характер-
ными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает детям сос-
тавлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях приро-ды, устанавливать взаимосвязи.
Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запо-
минания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим
загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.
Составление мнемотаблиц по рассказам. При подготовке к такой деятель-ности произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится
на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением произведения по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои
схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами
кодирования информации. Этапы работы со схемой - моделью:
1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками -
символами;
2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;
3. научить самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему -
модель как план пересказа;
4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения
рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой инте-
рес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок,
запоминании и чтении стихов.
Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц мне удалось до-
стичь следующих результатов:
у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в
повседневной жизни;
расширился круг знаний об окружающем мире;
обогатился словарный запас;
дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться
перед аудиторией.
Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, вооб-
ражение, внимание, но и помогает детям рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного
метода в работе с дошкольниками. Чем раньше начинам использовать метод мнемотехники и схемы– модели, тем лучше сформируем предпосылки универсальных учебных действий , так как связная речь является важным показателем умственного развития ребенка и школьной зрелости.
Литература
1. Алексеева М.М., Макарова В.Н., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.:Литерат.Мозаика, 2009.
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотех-ники.- СПб., 2005.
4. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2009.
5.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2010.
6.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник. – М.: Академия, 2008.
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание.- 1990. -№10.
8.. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду.- 2004. -№2.