Тема: «Развитие творческих навыков на уроке музыки»
Уроки музыки в школе направлены на развитие творческих способностей учащихся, творческое начало рождает живую фантазию, воображение. Творческие дети более трудолюбивы, усидчивы, коммуникабельны.
Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки через разные виды деятельности, с целью воспитания художественно развитой творческой личности.
Задачи:
воспитание эмоциональной культуры, фантазии, воображения учащихся;
применение различных методов обучения по развитию творческих способностей;
развивать музыкально эстетический вкус и потребность в общении с шедеврами музыкального искусства;
побуждать к музыкальному самообразованию и самовоспитанию.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное.
Способности - это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определённых видов деятельности.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Нужно лишь их раскрыть и развить. В музыкальном творчестве ведущую роль занимает эмоциональная отзывчивость и мышление,
творческое воображение, активность, способность быстро принимать решения.
Актуальность работы определяется потребностью в развитии творческих способностей современного ученика, становление творческой индивидуальности, что является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
Урок музыки это –урок искусства, урок творчества…
1. Расширение кругозора обучающегося в области искусства
2. Привитие устойчивого слушательского внимания, как путь к становлению художественного вкуса
3. Воспитание эмоциональной культуры ребёнка
4. Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности
5. Формирование исполнительской культуры, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б.М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.
Творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении (голосом, на металлофоне) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.
В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления.
Первые из них - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных т.п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмически оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).
Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут "сочинять" сами.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников он предлагает им творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.
Например игра «Весёлое путешествие»
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.
Например: «Раз, морозною зимой».
При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.
Импровизация
Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели:
1. выработку интонационного и ладового слуха,
2. развитие творческой фантазии.
В процессе импровизации мелодия создается непосредственно во время ее исполнения.
Творчество способствует развитию музыкально- образного видения, является важным условием музыкального и общего развития ребенка. Процесс сочинения не исключает элементов импровизации.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах.
Творческие задания на уроке музыки - это фундамент для успешного понимания музыкального материала.
На уроках я использую различные творческие задания, развивающие непосредственно не только музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, воображения.
Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой интерес у учащихся Так, знакомые им песни дети не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне. К одним песенкам ребята сочиняют ритмическое сопровождение (на р.н. инструментах – трещётках, ложках, бубнах), другие исполняют под аккомпонемент учителя. Например: «Перепёлочка» белорусская народная песня, «Во поле берёза стояла» р.н.п. дети могут исполнять их группами, что является предпосылкой формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме вариаций.
Различные по сложности творчества задания необходимо включать в урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все дети должны испытать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:
отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Итак, развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Мы каждый год сами ставим новогодние мюзиклы с детьми старших классов для начальной школы, шьём костюмы, делаем маски и декорации к сказкам.
Результат
1. Снижается уровень тревожности .
2. Количество учащихся, принимающих участие в классных, школьных, внеклассных и внешкольных мероприятиях стабильно высокое.
3. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного музыкального образования растет.
Заключение
Большую роль в стимулировании творческой активности учащихся имеют коллективные формы организации музыкальной деятельности. Примером этому служит хоровое пение. Хоровое пение на уроках музыки в общеобразовательных школах составляет существенный раздел. Вокально-хоровая деятельность находится в числе приоритетов школьной работы с детьми, так как решает несколько задач: во-первых, социально-воспитательные задачи (уводит ребят от отрицательных впечатлений, от негативных действий и др.); во-вторых, является средством развития творческой активности и музыкальных способностей. Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства в последнее время вызвана естественной потребностью сохранения традиций отечественной певческо-хоровой культуры, а также гуманизацией всего процесса образования.
3