СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воспитательной системы школы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие воспитательной системы школы.»

Модуль III «Развитие воспитательной системы школы».

Воспитательная система школы - это система, генерирующая целостный воспитательный процесс путем интеграции двух основных подсистем школы: обучающей и воспитывающей. Она объединяет все педагогические воздействия на ребенка, создавая единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ученика.

Обучающая подсистема должна дать учащимся уровень образованности, соответствующий их потенциалу и обеспечивающий дальнейшее развитие личности; воспитывающая подсистема должна создать у детей систему ценностей, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех аспектах человеческой деятельности.



Основной целью воспитательной системы школы является

- создание условий для самореализации и социализации учащихся;

- создание условий для развития у учащихся духовности, культуры,

гражданской ответственности, правового самосознания;

- социальное партнерство с семьями учащихся.

Реализуя данную цель педагогический коллектив школы решал следующие воспитательные задачи:

- стремились обеспечить уровень образования и духовно-нравственного воспитания, соответствующий современным требованиям, на основе системного обновления содержания воспитания и образования, внедрения современных педагогических технологий и инноваций;

- создавали психолого-педагогические условия, учитывающие индивидуально-личностный потенциал учащихся, для лучшей реализации общих целей обучения;

- содействовали развитию у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

- формировали чувство гражданственности, любви к Родине и семье; уважительное отношение к духовному и культурному наследию своего народа и народов мира.

- обеспечивали адресную поддержку одаренных детей и детей-инвалидов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;

- создавали условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.



Решая поставленные задачи развивали в учащихся общечеловеческие ценности, стремились сделать их членами социума, выполняющими единые нормы и требования многонационального общества, и воспитать личность с собственной системой нравственных и культурных ценностей.

В школе имеется воспитательная программа школы, план воспитательной работы на учебный год, на каждый месяц. Каждый классный руководитель имеет план воспитательной работы с классом на учебный год. Воспитательную деятельность регламентируют локальные акты школы.

Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю.

Воспитательная работа в школе направлена на развитие нравственно-эстетических вкусов личности с целью расширения кругозора, потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании на основе общепринятых человеческих ценностей. 

Работа ведётся по направлениям:

- учебно-познавательное

- гражданско-патриотическое

- нравственно-эстетическое

- духовное

- спортивно-оздоровительное

- трудовое

- позитивная профилактика. 
В воспитательной работе использовались принципы:

- актуальности;

- личностно-деятельностного подхода;

- креативности;

- сотрудничества;

- диалогичности;

- историко-культурологического подходов

Основная задача воспитательной работы школы - подготовить учащихся к самостоятельной жизни, к адаптации в современных условиях жизнедеятельности социума. 

Для развития воспитательной системы нами определены основные условия развития школы: 

  1. Достаточный уровень материально-технического обеспечения воспитательного процесса.

  2. Развитие школьного самоуправления.

  3. Работа классных руководителей по привлечению учащихся к участию в общешкольных мероприятиях.

  4. Привлечение всех педагогов школы к работе по созданию воспитательной системы школы.

  5. Нормативно-правовое обеспечение процесса создания воспитательной системы.

  6. Прохождение всеми классными руководителями курсов повышения квалификации по данной тематике.

  7. Широкое использование в работе воспитательных технологий.

  8. Планирование разнообразной деятельности детей.

  9. Совместная работа учителей и психолога по созданию благоприятного социально-психологического климата в школе.

  10. Привлечение к проведению профилактической работы в школе специалистов из различных учреждений города.

  11. Система традиций, проектируемых в школе:

- традиционный режим жизни и деятельности школы, педагогически

целесообразный во всех деталях (в системе учебных и внеклассных

занятий, порядок функционирования всех служб, кабинетов т.п.);

- структура самоуправления в школе в целом и ее первичных коллективах,

единые формы их деятельности;

- виды и формы организационной коллективной деятельности, особо

привлекательные для воспитанников (традиционные, из года в год

повторяющиеся, полюбившиеся школьникам, конкурсы, олимпиады,

трудовые и спортивные дела и т.д.);

- торжественные церемонии и праздники, украшающие жизнь школы и ее

воспитанников, а также делающие их жизнь радостной и одухотворенной

(церемонии первого и последнего звонка, день рождения школы, дни

самоуправления, труда, здоровья и т.п.);

- традиционные правила жизни школы, ее коллективов, придающие этой

жизни четкость, организованность, позволяющие обучающимся знать,

где, когда, что будет, как они, доверяя опыту предыдущих поколений

обучающихся, должны поступить в тех или иных ситуациях,

возникающих в коллективной жизни;

- система планирования деятельности педагогов и обучающихся школы,

ее коллектива, четкая взаимосвязь создаваемых в ходе него планов –

при ведущей роли годового плана школы. 



В процессе создания и развития системы решались задачи: 

  1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке. 

  2. Формирование гражданского самосознания. 

  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. 

  4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта. 

  5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых. 

  6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению. 



Признаки успешной адаптации:

1.Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием,

охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.

Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями.

В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе –

учение.

2. Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен,

редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль

в животе, голове, горле.

3 .У него появились друзья-одноклассники.

4. Ему нравится его классный руководитель и большинство

учителей предметников.

Уровни социальной адаптации.

1.Высокий - у большей части обучающихся нашей школы

- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

- баланс индивидуального и социального;

- гармония отношений со взрослыми и сверстниками;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- самоконтроль поведения;

- активное участие в жизни детского коллектива;

- удовлетворенность своим статусом и отношениями.

2.Средний:

- конформизм в отношении норм коллективной жизни;

- преобладает либо индивидуальное, либо социальное;

- неустойчивые отношения с окружающими;

- противоречивое отношение к педагогическим воздействиям;

- внешний локус контроля;

- периодическое участие в жизни детского коллектива;

- неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.

3. Низкий:

- неприятие и невыполнение норм коллективной жизни;

- дисбаланс индивидуального и социального;

- конфликтные отношения с окружающими;

- неадекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- неуправляемое поведение;

- пассивное участие в жизни детского коллектива;

- неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

Достаточно эффективно проводилась работа с семьями учащихся.

Участие родительской общественности в управлении школой:

- общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты,

комиссии от классов по контролю за охраной здоровья школьников,

за санитарно-гигиеническим режимом, за организацией бесплатного

питания и т.п.;

- общешкольные родительские конференции и собрания;

- участие председателя общешкольного родительского комитета

в заседаниях педсоветов и совещаниях при директоре.



Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

- классные родительские собрания (5 собраний в год);

- родительский всеобуч (4 всеобуча в год);

- встречи со специалистами врачами, работниками УВД, инспекторами

по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка, работниками

МЧС, ГИБДД, военкомата, центра службы занятости и др.;

- индивидуальная работа администрации с неблагополучными семьями;

- семинары-тренинги школьного психолога по развитию личности ребенка;

- тематические беседы с родителями по заявкам классных руководителей;

- лекции для родителей по возрастным особенностям детей;

- групповые тематические консультации для родителей;

- индивидуальные консультации для родителей;

- посещение семей совместно с социальным педагогом;

- мониторинг: отношение родителей к школе.





Работа имела положительные результаты



Оптимизация самоуправления обеспечивается при помощи

средств:

- концептуальное осмысление воспитательной работы;

- социальное пространство


При организации деятельности органов школьного самоуправления педагоги школы руководствуются следующими принципами:

– принцип равноправия;

– принцип выборности;

– принцип обновляемости и преемственности;

– принцип открытости и гласности;

– принцип демократии;

– принцип законности;

– принцип целесообразности;

– принцип представительства;

– принцип гуманности;

– принцип коллегиальности и персональности;

– принцип совета и согласия;

– принцип свободы и самодеятельности;

– принцип критики и самокритики;

– принцип распределения полномочий;

– принцип отчетности.

Повысилась мотивация учащихся к воспитательным процессам

В школе созданы условия для самореализации обучающихся.

У ребят хорошо выражена внутренняя мотивация – убежденность в своей значимости, важности своего труда. Чувствуют поддержку и развитие со стороны классных руководителей самые разные школьники: от одаренных и активных до учащихся, которые имеют пробелы в воспитании и развитии.

Уровень профессионализма классных руководителей и качество воспитания достаточно высокий.

1. Широкое использование в работе воспитательных технологий.

2. Планирование разнообразной деятельности детей.

3. Проведение открытых классных часов, классных собраний, КТД

всеми классными руководителями

Постоянный обмен опытом и содействие в работе привело к достижению целей, поставленных при планировании воспитательной работы.







Сильные и слабые стороны реализации данного модуля.

В целом воспитательная система достигла положительных результатов: 

- удовлетворённость родителей организацией образовательного процесса;

- в классных коллективах преобладают позитивные настроения;

- благоприятный психологический климат в учительском коллективе;

- уровень воспитанности обучающихся на настоящий момент достаточно

высокий;

- широкий спектр коллективных творческих дел.


Наметились устойчивые тенденции в организации образовательно-воспитательного процесса: 

- стремление обучающихся среднего и старшего звена к самоутверждению

и самовыражению посредством различных форм деятельности;

- действенность традиций школы;

- тенденция к дифференциации и индивидуализации в воспитательной

работе со всеми участниками педагогического процесса;

- понимание важности воспитательной работы с обучающимися не только

учителями, но и родителями и представителями социального окружения;

- постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными

и неповторимыми чертами.


Однако не всё в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учеников и родителей.

Существуют проблемные места в жизнедеятельности школы. К ним следует отнести следующее: 

  1. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности старшеклассника.

  2. В образовательном и воспитательном процессе недостаточно учитывается состояние здоровья каждого учащегося.

  3. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями.

  4. Некоторая часть обучающихся и родителей не удовлетворена отношениями с отдельными педагогами. 

  5. Недостаточное участие в воспитательной работе родительских комитетов. 

  6. Есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

  7. Классные руководители не проходили курсы повышения квалификации по данной тематике.

  8. Недостаточное взаимопосещение классных руководителей.

  9. Низкий уровень мотивации классных руководителей и обучающихся при подготовке общешкольным массовым мероприятиям.







Таким образом, в Программу развития школы на 2020-2025 гг. рекомендуем включить воспитательную программу воспитания и социализации обучающихся «Новое поколение»

Цель программы: Формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

- совершенствовать формы и методы системы эффективного воспитания, способствующие формированию базовых национальных ценностей у обучающихся

- формировать духовно – нравственные качества личности ребенка; воспитывать любовь к своей Родине и бережное отношение к природе;

- развивать умение заботиться о своем здоровье, культуру здорового и безопасного образа жизни

- воспитывать сознательное отношение к труду, способность к профессиональному самоопределению, социальную активность и ответственность.

Ожидаемые результаты:

- Воспитание качеств гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества, - Снижение числа подростков, склонных к вредным привычкам. - Участие в культурном досуге. - 100% охват обучающихся во внеурочной занятости. - Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, формирование ЗОЖ, - Развитие интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства. - - Повышение удовлетворенности интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании. - - Создание системы педагогического просвещения родителей, повышение уровня удовлетворенности. - Создание единого воспитательного пространства












Основные этапы реализации программы



Этапы

Сроки

Задачи этапы

1 этап

2020-2021 г.

2021 - 2022 г.


    1. Организационно-аналитический этап становления коллектива, определения проблем, постановки задач

    2. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 

    3. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 

    4. Формирование у учащихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 

    5. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.


2 этап

2022- 2023 г.

2023-2024г.

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 

3 этап

2024 - 2025 г.


      1. Формирование умения находить приложение своим творческим способностям.

      2. Умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 

      3. Формирование навыков самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 

      4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

      5. Анализ результатов реализации программы воспитания и социализации











Модуль III «Развитие воспитательной системы школы».

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Риск

1.Удовлетворённость родителей организацией образовательного процесса.

2. В классных коллективах преобладают позитивные настроения.

3. Благоприятный психологический климат в учительском коллективе.

4. Уровень воспитанности обучающихся в настоящий момент достаточно высокий.

5.Широкий спектр коллективных творческих дел.

6.Стремление обучающихся среднего и старшего звена к самоутверждению

и самовыражению посредством различных форм деятельности.

7. Действенность традиций школы.

8. Тенденция к дифференциации и индивидуализации в воспитательной работе со всеми участниками педагогического процесса.

9. Понимание важности воспитательной работы с обучающимися не только учителями, но и родителями и представителями социального окружения.

10. Постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными

и неповторимыми чертами.


1. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности старшеклассника.

2. В воспитательном образовательном и процессе недостаточно учитывается состояние здоровья каждого учащегося.

3. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями.

4.Некоторая часть обучающихся и родителей не удовлетворена отношениями с отдельными педагогами. 

5. Недостаточное участие в воспитательной работе родительских комитетов. 

6.Есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

7. Классные руководители не проходили курсы повышения квалификации по данной тематике.

8. Недостаточное взаимопосещение классных руководителей.

9. Низкий уровень мотивации классных руководителей и обучающихся при подготовке общешкольным массовым мероприятиям.


1. Проведение мероприятий Общероссийской общественной организации «Российское движение школьников».

2. Взаимодействие с психологом школы.

Низко-мотивированные классные руководители

































Модуль III «Развитие воспитательной системы школы».

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Риск

1.Удовлетворённость родителей организацией образовательного процесса.

2. В классных коллективах преобладают позитивные настроения.

3. Благоприятный психологический климат в учительском коллективе.

4. Уровень воспитанности обучающихся в настоящий момент достаточно высокий.

5.Широкий спектр коллективных творческих дел.

6.Стремление обучающихся среднего и старшего звена к самоутверждению

и самовыражению посредством различных форм деятельности.

7. Действенность традиций школы.

8. Тенденция к дифференциации и индивидуализации в воспитательной работе со всеми участниками педагогического процесса.

9. Понимание важности воспитательной работы с обучающимися не только учителями, но и родителями и представителями социального окружения.

10. Постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными и неповторимыми чертами.


1. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности старшеклассника.

2. В воспитательном образовательном и процессе недостаточно учитывается состояние здоровья каждого учащегося.

3. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями.

4.Некоторая часть обучающихся и родителей не удовлетворена отношениями с отдельными педагогами. 

5. Недостаточное участие в воспитательной работе родительских комитетов. 

6.Есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

7. Классные руководители не проходили курсы повышения квалификации по данной тематике.

8. Недостаточное взаимопосещение классных руководителей.

9. Низкий уровень мотивации классных руководителей и обучающихся при подготовке общешкольным массовым мероприятиям.


1. Проведение мероприятий Общероссийской общественной организации «Российское движение школьников».

2. Взаимодействие с психологом школы.

Низко-мотивированные классные руководители