СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная сиатья рассказывает о важности развития критического мышления школьников

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления школьников»

Развитие критического мышления

В советское время идеальный ученик выглядел так: слушает, не спорит, соглашается. Но сейчас, в век интернет-технологий и потока разнообразной информации, тенденции в образовании немного меняются. Теперь ученик должен не просто зазубривать, запоминать факты, а осознанно подходить, пропускать их сквозь себя, поддавая критическому анализу.

Поделитьсяоделиться

А зачем критическое мышление школьнику?

Давайте сначала разберемся, что это такое? Это не критика всего и каждого, как некоторые думают. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждения, которая используется для анализа происходящего и фактов и построения собственных выводов. Также сюда входит целесообразное применение полученных результатов в конкретной ситуации.

Школьнику и даже дошкольнику важно развивать критическое мышление. Этот навык помогает:

  • аргументировать свою позицию. Не кричать, не говорить «так, потому что так», не теряться, а четко и спокойно объяснять, почему два факта между собой связаны, проследить связь и найти выход. Подобная структурная логика пригодится не только в точных науках, но и в гуманитарной сфере. Например, объединить факт королевского брака между представителями разных династий и стран с последующими экономическими событиями. Или сопоставить наличие изгибов позвоночника человека с возможностью прямохождения.

  • уважать мнение другого человека. Если школьник понимает аргументацию оппонента, отслеживает логическую цепочку, то допускает существование и такого суждения. А значит не просто критикует или эмоционально спорит.
    То есть развитие критического мышление воспитывает не спорщика с учителем, а достойного собеседника, оппонента. А разве не это мечта любого педагога: мыслящий, рассуждающий, а не зазубривающий ученик?

  • найти рациональное зерно в потоке информации. Особенно это важно в гуманитарных отраслях, где бытует разнообразие трактовок и мнений одного факта, исторического события, даты.

  • рассмотреть истину в социальных сетях. У всех школьников есть профили хотя бы в одной социальной сети: в Фейсбуке, «Вконтакте», Инстаграмме и других ресурсах. Социальная сеть — это огромный массив информации. И при развитом критическом мышлении ребенок поймет, где факт, а где просто маркетинговая манипуляция, провокация интернет-троллей или откровенный фейк (неправда).

  • перестать зависеть от мнения окружающих. Допустим, 15 человек в классе решили/списали/ подсмотрели решение задачи, и даже ответ сходится с правильным вариантом в учебнике. А пару человек заметили ошибку в книге или методичке или придумали свой, более быстрый способ решения.

При развитом критическом мышлении они не боятся противопоставить свое мнение другим, большинству, педагогу. В результате все будут в выигрыше: найдена ошибка, класс познакомится с альтернативным вариантом решения, а заслуги детей с критическим мышлением будут оценены по достоинству.

Есеналина Раушан Мырзагалиевна,

старший преподаватель филиала

АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Костанайской области»