СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности учащихся через игру на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

            Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности учащихся через игру на уроках немецкого языка»

Развитие познавательной активности учащихся через игру на уроках немецкого языка


Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

«Одним из самых «верных» способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание знаний» (Волков Г.Н.). Принцип новизны, на который опирается коммуникативное обучение, способствует целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, организации интенсивной умственной деятельности, развитию познавательной активности. А игровая основа обучения позволяет создавать мотивы общения, организовать тренировку в употреблении средств общения без повторения заученного, т.е. представить все упражнения как коммуникативные. Дети овладевают иностранным языком не на основе имитации, а осознанно. Именно осознанность является необходимым условием самостоятельного комбинирования детьми усвоенного материала в различных ситуациях общения. Поэтому цель упражнений в рамках тренировки состоит не в том, чтобы учащиеся вставляли в готовое высказывание слово, а в том, чтобы ученик пользовался словами как средством речевой деятельности. Игры и игровые ситуации вызывают наибольший интерес у учащихся так как они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывает известный методист Е.И. Пассов (Пассов, 1989). «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (Пассов, 1989).

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.


Задачи: I. Образовательные: 1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала. 2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

II. Развивающие: 1. Развивать у учащихся творческое мышление. 2.Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III. Воспитательные: 1 Воспитывать нравственные взгляды и убеждения. 2.Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.


Игра выполняет четыре важные функции: 1. средство развития мотивационно – потребностной сферы; 2. средство познания; 3. средство развития умственных действий; 4. средство развития произвольного поведения. ( Д.Б. Эльконин)

Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра учит, изменяет, воспитывает. Главным элементом игры является игровая роль, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, так как игра- это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением (Пассов, 1989).

Игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, каждый поочередно становится центром общения и внимания. Игра создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учеником.

« Специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается» (Е.И.Пассов)

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.

В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Игры путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями.

Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: 1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру. 2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся. 3. Игры должны соответствовать языковым возможностям учащихся. 4.Наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; 5.Обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры.

Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся. Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном.

« Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;

игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия» (Негневицкая, 1987).

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и

переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку; -использование игры на занятиях- обязательное средство создания ситуации общения, эффективности учебного процесса; - проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения.












Использованная литература:



1. Колесникова О.А. Игры в обучении иностранным языкам//Иностр. языки в

школе. – 1989. - № 4


2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1999.


3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6.


4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.


5. Поршнева Е.Р., Петрова Т.С. Языковые игры//Иностр.языки в школе. -

1991. - № 3