СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты уроков математики и русского языка (обучение грамоте) в 1 классе  Процесс формирования у школьников УУД при использовании технологии проблемно-диалогического обучения для создания системы формирования личностного развития обучающихся и повышения качества обучения. Ожидаемые результаты. Выводы. Приемы создания проблемных ситуаций. Создание проблемной ситуации.  Побуждение к осознанию проблемной ситуации. Гипотезы. Организация самостоятельной работы в парах. Организация повторения. Рефлексия. 

Просмотр содержимого документа
«Буква ь (мягкий знак) и ее особенности»

Технологическая карта изучения темы


Учебный предмет

литературное чтение, русский язык (обучение грамоте)

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема урока

Буква ь (мягкий знак) и ее особенности

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак);

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувств гражданственности, патриотизма, любви к Родине

Основные термины, понятия

звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение



Планируемый результат

Предметные умения

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать букву ь;

- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквой ь;

-правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита.

- составлять слова из букв

- составлять предложение из слов;

- объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






















Технология изучения



Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД)


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Букварь", "Пропись", пенал.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли







Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.


Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Актуализация опорных знаний


Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита;

- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- составлять слова из букв.


Метапредметные (УУД)


познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;


регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

















Можете ли вы назвать буквы, изображенные на экране?

Почему на данный момент вы уже можете их назвать?

Назовите буквы.

Учителем обращается внимание на правильность названия буквы.


- Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку?

- Назовите группу гласных букв.





- Если у некоторых ребят возникли затруднения при определении гласных букв, как они могут помочь себе?

(В классе на стенде висит плакат с алфавитом.)

- Какую информацию могут получить ребята о букве, посмотрев на плакат?


- Возможно ли гласные буквы разделить на две группы? По какому признаку?

- Какие бы еще гласные буквы вы добавили к е,ё?

Докажите, почему.




















- А вот какое описание одного предмета составила я: имеет форму шара, может быть желтого или зеленого цвета.


-Да.


- Потому что мы их уже изучили



Обучающиеся называют буквы алфавита.


Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на:

- гласные/согласные;

- гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие;

- гласные - обозначающие один звук/обозначающие два звука;

- согласные - глухие/звонкие

Обучающиеся высказывают мысль о том, что при затруднении они могут воспользоваться изображением букв на плакате



- Гласные буквы на плакате обозначены красным цветом, а согласные - синим.


- Буквы, обозначающие один гласный звук и два звука


- Буквы я, ю


- Потому что эти буквы обозначают два звука.



коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


































- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

- Выскажите предположение, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку? Докажите.


- Как можно проверить свои предположения при помощи схем-"человечков"?


- Какие из букв можно записать рядом с ! (восклицательным знаком)?

Почему? Объясните.



- Какое задание вы бы предложили выполнить с данными буквами?




- Среди слов, составленных вами, встретилось слово машина.

Опишите признаки этого предмета.





Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на согласные буквы, обозначающие глухой согласный звук и звонкий согласный звук.



Обучающиеся обращают внимание на различие схем согласных букв, обозначающих глухой и звонкий согласный звук

Обучающиеся выделяют из букв, обозначающих согласные звуки, буквы ж, ш, объясняя это тем, что данные буквы обозначают только твердый согласный звук.


Обучающиеся предлагают составить слова из данных букв.

При составлении слов с изученными орфограммами (сочетания жи-ши, ча-ща), обучающиеся объясняют их.

Обучающиеся описывают признаки предмета - большая, железная, является транспортом.








- Послушайте, какое описание составила я: «Это вещество белого цвета, сыпучее, необходимо для приготовления супов, салатов».

- Докажите правильность своих мыслей.


Обучающиеся высказывают свои предположения о названии этого предмета.


Обучающиеся по описанию определяют, что это соль.

Постановка учебной проблемы


Предметные:

- производить звуко-буквенный анализ слова;

- составлять звуковую схему слова.


Метапредметные (УУД)


познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.






- Я вам предлагаю произвести звуко-буквенный анализ слова соль, одновременно составляя схему слова.

- Какие инструменты вам понадобятся для того, чтобы начертить схему слова?


-Обозначьте каждый звук буквой.




- Как вы обозначите звук л, ?








Обучающиеся составляют схему слова, давая характеристику каждому звуку.

На схеме каждый звук обозначен кругом.

Обучающиеся раскрашивают круги определенными цветами, в зависимости от характеристики звука: красный цвет - гласный звук, синий цвет - твердый согласный звук, зеленый цвет - мягкий согласный звук.

Обучающиеся пытаются обозначить предложенный звук буквами. В процессе обсуждения называют букву ь.




Формулирование проблемы, планирование

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).


Метапредметные(УУД)


регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.








- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?


- То есть вы сегодня знакомитесь с новой буквой.

- Что вы уже знаете об этой букве?


- Что еще необходимо узнать?

Сформулируйте учебные задачи.

- По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?


Предположения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем.


Обучающиеся высказывают свои предположения




- Как буква называется.


- Какие звуки обозначает эта буква.

- Как правильно называется, читается.

- Как правильно пишется.

- Как правильно соединяется с другими буквами.

- В каких словах встречается.


Открытие нового знания

Предметные:

- уметь определять, обозначает ли звуки буква ь;

- уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка;

- учиться выяснять значение новых слов;

- овладевать умением прогнозировать содержание текста по его опорным словам.


1 этап. Выдвижение гипотезы.

- Какие у вас есть предположения, мысли?

- Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?



- У вас появилась мысль о том, что буква ь звука не обозначает.

- Вы согласны в этой мыслью?

- А можно ли согласиться, не проверив?




- Какие звуки обозначает буква ь.


Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, что буква ь звука не обозначает.



- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;


Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






























































































































Индивидуальная работа


- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы?

Почему?

- Предлагаю вам понаблюдать за словом по следующему плану.


- Надо ли вам видеть этапы работы над словом?

Почему?



2 этап. Формулирование правила.


- Посчитайте количество звуков и букв в выбранных вами словах.


- Как вы думаете, почему букв получилось больше, чем звуков?




- Для чего же в русском языке нужна буква ь?



3 этап. Первичное закрепление.

-На какую учебную задачу вы сейчас нашли ответ?

- Но вы поставили перед собой еще одну задачу: научиться читать сочетания, слова с буквой ь.

-Кто уже умеет правильно читать слова с буквой ь?


- Что поможет остальным ребятам правильно научиться читать слова с буквой ь?









- Прочитайте данные слова.

Объясните значение каждого слова.





- Если бы эти слова встретились в тексте, вы бы могли предположить, о чем будет текст?


Как вам выяснить, правы вы или нет?













- Прочитайте текст и проверьте свои предположения.

В процессе чтения учителем задаются вопросы, показывающие уровень осмысленного чтения текста обучающимися.


-Что нового вы узнали из первой части текста?



- Как выглядел первый Московский Кремль?





























- Что нового вы узнали из второй части текста?










-Как называется самая старая из этих башен?


- Как вы думаете, почему ее так назвали?

Выскажите свои предположения.








- Как называется самая красивая из башен Московского Кремля?









- Вы обратили внимание на то, что во второй части текста говорится еще о Царь-пушке.


- Вы не задумались, почему она так называется: Царь-пушка?


Учителем обращается внимание на размеры Царь-пушки (в длину она достигает почти 5 м)








- Рассмотрите изображение Царь-колокола.


-Что необычного в нем заметили?

















- Какая книга поможет вам узнать, почему у Царь-колокола отколот кусок?


- Какой том вы возьмете, о животных, о растениях или об истории России?




- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?


- Над какой учебной задачей предложили бы поработать сейчас?




- Кто из вас уже умеет писать букву ь?


- Уверены, что правильно?

- Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?


- Где на странице "Прописи" вы получите информацию о правильном написании буквы ь?



Написание буквы ь, сочетаний, слов с буквой ь.


- Сравните написание этих слов.

Что заметили?


был-быль

кон-конь

угол-уголь


- Почему одно слово написано с буквой ь, а другое без нее? Каково их значение?


- По какой книге вы можете проверить правильность объяснения значения слова?

- Как будете пользоваться словарем?

Работа в парах

Работа со словарем

- Влияет ли буква ь на значение слова?



- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?
















Обучающиеся, соблюдая определенный план своих действий, работают над выбранным словом

Слова для исследования: гусь, конь, лось.




Обучающиеся обращают внимание на то, что букв больше, чем звуков.

- Буква ь звука не обозначает

Обучающиеся обращают внимание на то, что на плакате с буквами ь обозначен черным цветом

- Для смягчения согласного звука





- Какие звуки обозначает буква ь.









-«Букварь»


Работа по «Букварю» с. 154

Обучающиеся читают сочетания с буквой ь.

При чтении учителем обращается внимание на правильность произношения сочетаний ль-ли, вь-ви и т.д.



Чтение слов

Москва

Кремль

Красная площадь

Церковь

Колокольня


Обучающиеся высказывают свои предположения



Обучающиеся высказывают мысль о том, что необходимо обратиться к "Букварю"




Букварь" с. 154 - чтение текста "Московский кремль"






Букварь" с. 154 - чтение текста "Московский кремль"

Чтение текста по частям вслух хорошо читающими обучающимися.



- 800 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля.



- Он был из толстых дубовых бревен, а потом его построили из белого камня и Москва стала называться белокаменной



























- У кремля есть 20 башен











- Тайницкая



Обучающиеся высказывают свои предположения, объясняя, почему башню могли назвать именно так.








-Спасская














Обучающиеся высказывают свои предположения: пушка самая красивая, самая старая, самая большая.













В процессе обсуждения обучающиеся обращают внимание на то, что у Царь-колокола отколот кусок.

Выдвигаются разные версии причин этого.












- Энциклопедия




Обучающиеся обращают внимание на то, что это будет том об истории России








- Научиться правильно писать букву ь.









Обучающиеся высказывают свои предположения.

Работа в "Прописи" с.35, ч.5


- Из синей рамочки, в которой записана буква ь. Стрелками показано правильное направление движения руки при написании буквы ь.





Обучающиеся отмечают различие в написании этих слов в последней букве.




Обучающиеся высказывают свои предположения, затрудняются объяснить лексическое значение слова.

- По толковому словарю.







Обучающиеся доказывают, что буква ь влияет на лексическое значение слова.


- Учились правильно писать букву ь, сочетания, слова с данной буквой

Применение нового знания


Предметные:

- правильно записывать слова, предложения, текст;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

- находить букву ь в слове;

- определять количество звуков в слове, в котором есть буква ь.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;


познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.










Выполнение разноуровневых заданий.


1 уровень

Переставить буквы так, чтобы получились слова. Слова записать. Подчеркнуть букву ь.

сугь леьн епнь


2 уровень

Составить предложение из слов. Записать его. Записать цифрой, сколько звуков в слове день.

Весь лил дождь день.


3 уровень

Составить текст из предложений. Записать его. Подчеркнуть слово, где звуков меньше, чем букв.

Весь день лил дождь.

Птицы улетели на юг.

Наступила осень.



















Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом:

синий - самый легкий уровень,

зеленый - уровень средней степени сложности,

красный - самый сложный уровень.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его.

После выполнения задания – самопроверка. Сверяет написанное с образцом.

Рефлексия учебной деятельности


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.















- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?



- На все ли задачи удалось найти ответ?

Проверьте себя.

Работа в парах




- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока





Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.


Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.




Просмотр содержимого документа
«Величина. Объем. Единицы измерения длины.»

Технологическая карта изучения темы


Предмет

математика

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема

Величина. Объем. Единицы измерения длины.

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о величине, объеме, единице измерения объема;

для формирования УУД обучающихся


Основные термины, понятия

величина, объем, мера, единицы измерения объема, жидкое вещество



Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "величина", "объем";

- уметь измерять объем разными способами (на глаз, наложением);

- уметь измерять объем мерами;

- знать единицу измерения объема- л;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;

- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.


















Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.












Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?






Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»






























Актуализация опорных знаний

















Предметные:

- знать отличительные признаки величины;

- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;

- знать единицы измерения изученных величин.


Метапредметные (УУД):


познавательные:

- выполнять анализ; обобщение;


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

















Работа по карточке

- Как одним словом можно назвать все изображенные предметы?

- Назовите признаки данных предметов.

- Какой из них можно назвать величиной?

Докажите, почему.


- Измерьте высоту каждого из цветов на рисунке.

- Постройте в тетради отрезки, длины которых равны высоте изображенных на рисунке цветов.


- Является ли длина величиной?

Почему, докажите.


- Какие из этих слов называют величины?

Масса, цвет, запах, длина, вкус.

Докажите.

Какие единицы измерения каждой из величин вам известны?





















Обучающиеся выполняют обобщение, анализируют признаки изображенных предметов.













Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность.



Постановка учебной проблемы













Постановка учебной проблемы




Постановка учебной проблемы













Предметные:

- знать единицы измерения длины, массы;

- уметь выполнять сложение и вычитание именованных чисел;

- уметь находить значение выражения в два действия.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;


коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.




-Какими умениями вы овладели, изучая величины длина и масса?

-Эти знания и умения вам сейчас и понадобятся.


уровень …уровень …уровень

4кг+3кг-2кг Ё 8см-6см О 10-7

8кг-3кг-1кг Ъ 6см-3см Б 6+5

5кг-3кг+4кг М 5см-4см 9-4


- Какое задание вы бы предложили выполнить с данными выражениями?

- Как вы думаете, можно ли исключить одну группу выражений?

Докажите, по какому признаку.

С какими величинами связаны оставшиеся группы?

Докажите.

- Выберите уровень сложности задания, соответствующий вашим знаниям и умениям.

Найдите значения выражений.

Самопроверка (по образцу)

Расшифруйте слово, расположив выделенные значения выражений в порядке возрастания.

2 3 4 5 6

О Б Ъ Ё М

-Является ли объем величиной?

- Почему этот вопрос вызвал у вас много разных мнений?



-Сравнивать, измерять; складывать и вычитать единицы измерения каждой величины.









- Определить уровень сложности; найти значения выражений; расшифровать слово




Обучающиеся обосновывают исключение третьей группы выражений.

Выполняют задание.








Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос.

- Мы не знаем, что такое объем.





Формулирование проблемы, планирование


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

(зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке



- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

?

величина

объем



- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?



1. Что такое "объем".

2. Можно ли сравнить объем

3. Как измерить объем..

4. Каковы единицы измерения объема.



- Для чего все это вам нужно знать?



- Что такое объем, и является ли объем величиной.









- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.



Обучающиеся высказывают свои предположения.

Открытие нового знания


Предметные:

- владеть способом сравнения объема : на глаз;

- владеть сравнением объема при помощи выбранной меры;

- знать общепринятую единицу измерения объема – л.



1. Выдвижение гипотезы.

- Какие у вас есть предположения, мысли?

Практическая работа.

Работа в группах.

Работа по учебнику с.4 №1

У каждой группы стоит чашка, стакан (незначительно отличающиеся по объему).

- Сравните по объему эти предметы.

- Какой способ вы предложите?


- Возможно ли это?

Почему?















Обучающиеся высказывают предположение, что можно сравнить на глаз.


- Сосуды незначительно отличаются по объему.




Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка





- Если этот способ не подходит, значит, существует какой-то другой.

Можете ли вы выяснить, в какой сосуд воды помещается больше?

Как это сделать?



Как вы предложите сравнить по объему эти сосуды при помощи переливания?


Что заметили?

- Отобразите свои наблюдения на бумаге с помощью знаков

-Почему вы сделали такой вывод?

Докажите правильность своих рассуждений.


- Подумайте, почему для сравнения по объему этих сосудов вам понадобилось переливание?


Всегда ли необходимо переливание?

- Существуют ли ситуации, когда сравнить по объему можно на глаз?

Приведите примеры таких ситуаций.







а б














а б










а б


Сравните по объему сосуды а и б.

Запишите ваши рассуждения с помощью знаков =.


Над какой учебной задачей вы работали, выполняя эти задания и записывая свои наблюдения?


- Я вам предлагаю сравнить по объему эти сосуды.

Каждой группе выдается колба (к) и банка (б)

к


б







- Какой способ сравнения вы бы предложили?

- Возможно ли сравнить на глаз?

переливанием?


- Существуют ли ситуации, когда ни один из этих способов невозможен?

Приведите примеры таких ситуаций.


- Как тогда измерить объемы сосудов и сравнить их?



с (мера)


- Измерьте объемы колбы и банки этим сосудом.

- Сколько раз мера с поместилась в каждый сосуд?


- Запишите свои наблюдения и сделанные выводы.




-Над какой учебной задачей вы работали, выполняя это задание, наблюдая и анализируя?


- Можно мне поучаствовать в вашем исследовании?

Я измерю объем сосуда б вот этой мерой (берется мера д большая, чем мера с).

Измеряем.





- Я записала свои наблюдения.


к – 5с,

б = 3д,

к б, б


Сравните выводы: ваши и мой.


- Почему получилось такое противоречие?

- Согласны ли вы с моими рассуждениями?

Почему?


А возможно ли объем одного сосуда измерить разными мерами?

- Как зависит значение объема от величины меры?

- Надо ли проверить ваше предположение?

Работа в группах

У каждой группы карточка с записанными на ней утверждениями и вопросами.

Обучающиеся отмечают свое согласие или несогласие с утверждениями знаками – и + и записывают ответы на вопросы, если это возможно.

1. В одно ведро помещается 6 банок воды, а в другое 4 таких же банки. Объем первого ведра больше.

2. Миша принес 2 ведра воды, а Оля - 1ведро. Сколько ведер воды они принесли вместе?

3. В одно ведро входит 7 банок воды, а в другое – 4 бидона. Объем второго ведра меньше.

4. В одну кастрюлю налили 7 банок воды, а в другую – 3 бидона. Объем какой кастрюли больше, меньше?



Удобно ли пользоваться разными мерами для измерения объема?

Почему?

- Существует ли общепринятая единица измерения объема?

- Где вы можете получить такую информацию?


Работа по учебнику с.5

2. Формулирование правила

Является ли объем величиной?

Докажите


Обучающиеся высказывают свои предположения



Обучающиеся предлагают перелить воду из одного сосуда в другой.



-Налить воду в стакан и перелить в чашку




(сч, ч




Обучающиеся высказывают мысль о том, что на глаз сравнить трудно, т.к. результат будет неточным.






































а = б, а б



Сравнивали объем сосудов с помощью знаков














Обучающиеся высказывают предположение о том, что сравнить объемы этих сосудов известными им способами нельзя, т.к. сосуды различны не только по объему, но и по высоте.




- Использовать меру.











к = 5с,

б = 8с,

к к.

Обучающиеся от каждой группы представляют свои выводы и доказывают их правильность.


-Измерять объем какой-либо мерой




















Обучающиеся отмечают, что были использованы разные меры для измерения объема, сравнение при таком измерении – невозможно




- Чем мера больше, тем объем меньше и, наоборот











Обучающиеся доказывают правильность своих рассуждений.










Обучающиеся высказывают свои предположения.


- Наверно, да. Но мы не знаем, какая.


- В учебнике






Применение нового знания


Предметные:

- уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;

- уметь решать простые и составные задачи.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Выполнение разноуровневых заданий.

В первый бидон налили 4 л молока, а во второй на 1 л больше.

Сколько молока налили в первый бидон?

Прочитайте текст.

Что вы можете сказать?

Докажите.

Можете ли вы изменить вопрос так, чтобы этот текст стал задачей?

Сколько вопросов вы можете задать к данному условию?

Выберите вопросы, подходящие к условию.

1. Сколько молока налили во второй бидон?

2. Сколько молока налили в третий бидон?

3. Сколько молока налили в оба бидона?







- Текст не является задачей.






Обучающиеся определяют уровень сложности каждой из получившихся задач.

Выбирают уровень, соответствующий их умениям и знаниям.

Записывают решение выбранной задачи.

Проверяют правильность решения по образцу (каждый берет карточку с решением задачи).













Рефлексия учебной деятельности









Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

величина

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Попробуйте заполнить таблицу.

Работа в парах
















- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.


- Каков их объем?

Изобразите их в этом сосуде.

мои

знания и

умения













Обучающиеся заполняют таблицу (в большие овалы вписывают названия изученных величин, в маленькие – единицы измерения каждой величины)