Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа-интернат №1)
==========================================================
Рекомендации
по повышению мотивации школьников к обучению.
Мотивацию учения – необходимо рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными (а в будущем – профессиональными) умениями. Анализ различных теорий мотивации показывает, что возможно целенаправленное формирование и изменение мотивов.
Формирование мотивов учения – это создание в образовательном учреждении условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов.
Основное направление развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно: мотивы социальные и познавательные. Вот некоторые рекомендации, которые помогут решать эту сложную задачу:
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
включение учеников в коллективные формы деятельности;
привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
умелое применение поощрения и наказания.
Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.
Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:
укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);
создание ситуации выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;
обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);
устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановка учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:
этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей».
Эта работа включает следующие направления:
восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;
преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач;
ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика;
укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).
Педагог –психолог В.А.Коваленко
2