РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ, КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Речь – важнейшая психическая функция человека – не является врождённой. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития и зависит от многих условий. Наряду с основными средствами речевого развития, существующими в современной педагогике, важная роль принадлежит богатейшему материалу словесного народного творчества – фольклору.
В старшем возрасте произведения фольклора помогают сформировать художественно-речевую деятельность ребёнка, развить его словесное творчество.
Для достижения этой цели необходимо:
1. Создать у детей определённый запас русских народных сказок и фольклора малых форм.
2. Обогатить опыт детей знаниями нового материала с доступным для данного возраста содержанием.
3. Помочь детям усвоить способы развития сюжета, построения русской народной сказки, выразительные средства русского языка.
4. Подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях – формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.
Методические приёмы
1. Демонстрация сказки с помощью наглядного материала, обращается внимание детей на характер построения, на последовательность появления персонажей, очерёдность эпизодов.
2. Использование приёма совместного творчества: воспитатель выбирает тему, называет персонажей героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, уточняет и подсказывает дальнейшее развитие сказки.
3 Постановка перед детьми задачи: придумать и рассказать свою сказку, чтобы она не повторяла русскую народную сказу, но могла быть похожа на неё.
4. Сочинение сказки по предложенным темам, персонажам, сюжету.
5. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, сюжета, персонажам.
6. Демонстрация сказки на фланелеграфе, магнитной доске, куклами театра.
Развитие речи детей происходит и через знакомство с культурным наследием Малой Родины. Важным фактором выступает знакомство детей с фольклором Рязанской земли, где показаны самобытность, колорит региона. В детском саду созданы картотеки: сказки, народные игры Рязанского края, театральные миниатюры и постановки . Рязанские сказки: «Сказка про уточку», «Горошек» , «Серебряная голубка», «Свинка, гусина, козичка и волк», «Утро, Вечер и Полночь», «Сказка о Петре и Хавронье», «Горшочек меду ».
Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведение. Иллюстратор - художник, выполняющий рисунки для литературных произведений.
Иван Яковлевич Билибин - Русский художник, автор иллюстраций к сказка .
В т ворчестве Билибин увлекался традициями древнерусского и народного искусства, что дало возможность говорить об особом билибинском стиле.
Иллюстрации Виктора Васнецова к сказкам
Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963),известный ленинградский график, сделал радостные,красочные и веселые рисунки к сказкам Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» была первой сказкой Пушкина, которую начал иллюстрировать художник
Иллюстрации к сказке «Федорино горе»
Удивительно ярок и детализирован мир героев Корнея Чуковского. Хочется долго и внимательно рассматривать, как выглядела сбежавшая утварь нерадивой хозяйки Федоры .