СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты адаптации первоклассников к школьной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет "Воспиание личности школьника  важнейшее условие оптимизации учебного процесса. 27.05.2015г.

Оценка уровня адаптации ребенка к школе обусловлена необходимостью своевременного предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников.

Термин "адаптация" обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптация первоклассников, по Луговых Т. А., может быть представлена следующими компонентами:  физиологическим (подстройка организма), деятельностным (освоение способов и приемов новой деятельности) и эмоциональным (принятие новой социальной ситуации)....

Просмотр содержимого документа
«Результаты адаптации первоклассников к школьной жизни.»

Результаты адаптации первоклассников условиям школьной жизни.



Оценка уровня адаптации ребенка к школе обусловлена необходимостью своевременного предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников.

Термин "адаптация" обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптация первоклассников, по Луговых Т. А., может быть представлена следующими компонентами: физиологическим (подстройка организма), деятельностным (освоение способов и приемов новой деятельности) и эмоциональным (принятие новой социальной ситуации).

Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  • Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой

  • Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения

  • Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Анкетирование родителей

Освоение способов и приемов новой деятельности

Поведение ребенка в школе

Психолологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации



Тревожность


Методика «Дерево»


Самооценка

Методика «Лесенка»

Отношение к учителю

«Школа зверей»

Опрос родителей

Отношение к процессу учения


Опрос родителей

«Школа зверей»

Методика «Дерево»

Позиция школьника


Методика «Дерево»

В таблице указаны пять основных методик, используемых нами для диагностики адаптации первоклассников:


Освоение способов и приемов новой деятельности непосредственно связано с уровнями педагогической и психологической готовности ребенка к школе, которые также оказывают влияние на общий уровень адаптации первоклассника.


Исследование проводилось классе из 11 человек. В ходе диагностики были получены следующие результаты:

Уровень составляющих компонентов адаптации первоклассников в процентном соотношении представлен в таблице 2. В таблице 3 представлен анализ анкет родителей учащихся первого класса.

Высокий коэффициент дезадаптации обучающегося в 1 классе связан с низкой школьной готовностью, инфантилизмом, низкой мотивацией, инертностью нервной системы, нарушение интеллектуальной деятельности, астеническим синдромом и чрезмерной расторможенностью .

Интерпретация результатов методики «Дерево» говорит о кризисном состоянии и установки на преодоление препятствий у двоих учащихся соответственно.

Опасение вызывает позиция отстраненность, замкнутость, тревожность 8% учащихся .Заниженная самооценка наблюдается у 4% учащихся.

Таким образом, результаты диагностики адаптации первоклассников показали, что низкий уровень адаптации у 8% учеников 1 класса. Высокая тревожность наблюдается у 8%учеников.

Первоклассники с повышенным уровнем тревожности и заниженной самооценкой включены в группы для занятий с педагогом-психологом.











Таблица 2 - Уровень составляющих компонентов адаптации первоклассников в процентном соотношении


Классы

Физиологическая подстройка организма

Поведение школьника (коэффициент дезадаптации)

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Уровень тревожность

Самооценка

Позиции школьника

высокая


средняя

низкая

норма

средний

высокий

высокий


средний

низкий

завышенная

адекватная

заниженная

установка на преодоление препятствий

комфортное состояние, нормальная адаптация

комфортное состояние, нормальная адаптация установкой на лидерство

установка на общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

отстраненность, замкнутость, тревожность

кризисное состояние, «падение в пропасть»

1

56%

33%

11%

83%

17%

-

11%

56%

33%

33%

61%

6%

11%

28%

11%

22%

11%

11%

6%


Таблица 3 – Анализ анкет родителей учащихся первых классов





Классы


Ребенок в школу идет

Делится ли ребенок школьными впечатлениями

Приспособился ли ребенок к школьному режиму


Изменения в самочувствии и поведении ребенка


Наличие хронических заболеваний



Жалуется ли ребенок

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой

на товарищей по классу


на учителя

неохотно

без особой охоты


охотно, с радостью

иногда


довольно часто

затрудняюсь ответить

пока нет

не совсем

в основном да

затрудняюсь ответить

изменения есть

изменений нет

заболевания есть

заболеваний нет

бывает, но редко

довольно часто

такого практически не бывает

затрудняюсь ответить

бывает, но редко


такого практически не бывает

затрудняюсь ответить

да

скорее да, чем нет


скорее нет, чем да


затрудняюсь ответить

1

11%

28%

61%

22%

61%

11%

6%

28%

61%

6%

50%

50%

28%

72%

33%

6%

56%

6%

17%

83%

-

50%

33%

6%

11%









Рекомендации



  1. Учителям начальных классов:

1.1.Донести информацию до родителей учащихся.

1.2.Обратить внимание родителей на необходимость соблюдения режима дня ребенка.

1.3. Способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций успеха.

1.4. Способствовать развитию у детей умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

1.5. Способствовать снижению уровня тревожности у учащихся.

1.5.1. Учитывайте личностные особенности детей и требуйте от них то, что они могут выполнить.

1.5.2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

1.5.3. Чаще используйте упражнения на релаксацию, телесный контакт.



  1. Родителям:

2.1.Помочь детям в организации их дел при помощи картинок-напоминалок, записок или схем.

2.2. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2.3. Быть последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

2.4. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале.

2.5. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.

2.6. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

2.7. Чаще общаться с ребенком, играть, решать головоломки, рисовать.