СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые результаты адаптации первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, и тем более ребенка с ОВЗ.

Начало школьного обучения с интернатным проживанием кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

 

 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению,

ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

 

Просмотр содержимого документа
«Первые результаты адаптации первоклассников»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Новобрянская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» _________________________________________________________________________________

Первые результаты адаптации первоклассников


Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, и тем более ребенка с ОВЗ. Начало школьного обучения с интернатным проживанием кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

Адаптация к школе состоит из физиологической и социально-психологической адаптации.

Физиологическая адаптация.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели.

Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения. Вывод здесь может быть только один: не давление на ребёнка (чтобы "скорее привык к учению"), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

Социально-психологическая адаптация.

Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе и группе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования педагогов.

Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут не реагировать на замечания учителя (или, наоборот, реагируя неадекватно - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".

У третьих к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу.



Существует несколько уровней адаптации:

  1. Высокий уровень. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает, прилежен; внимательно слушает указания объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

  2. Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-то, что ему интересно.

  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагогов и родителей; общественные поручения выполняет под контролем; близких друзей не имеет, знает по именам лишь часть одноклассников.

  4. Дезадаптация. Это отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, учителями. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В сентябре 2019 года школьным педагогом-психологом Ещенко В.Г. была проведена первичная диагностика готовности к школьному обучению обучающихся 1 класса и вновь прибывших учащихся в 2-3 классы. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе и их адаптационного потенциала проводилось по следующим методикам: стартовая психолого-педагогическая диагностика для оценки сформированных знаний и умений (I этап), «Рисунок человека», «Графический диктант», тест отношений к школе «Домики». Для определения адаптации проводилось изучение школьной тревожности и школьной адаптации по методике Филипса, а так же школьной мотивации и отношения к школе по модифицированной методике Н. Г. Лускановой. Так же в этих 3х классах проводилось изучение мотивационной сферы личности – выраженность школьной мотивации.

Были получены следующие результаты:

Класс

Приняли участие в тестировании

Уровень развития ниже среднего

Уровень развития средний

Уровень развития выше среднего

1 класс

10 чел.

7 чел.

3 чел.

-

2 класс

4 чел.

-

4 чел.

-

3 класс

1 чел.

-

1 чел.

-

Вывод: у 70% обучающихся первого класса выявлен низкий уровень готовности к школьному обучению; у 30% обучающихся первого класса выявлен средний уровень готовности к школьному обучению.

Для определения отношения к школе и уровня школьной тревожности учеников1-3х классов была проведена диагностика в октябре 2019 года. Использовался тест на «Отношение к школе и учению «Домики»» (Т.А. Нежнова). В соответствии с ФГОС НОО для УО, родителям и воспитателям было предложено заполнить адаптационную анкету-карту наблюдений к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л).

Класс

Приняли участие в анкетировании воспитатели

Приняли участие в анкетировании родители

высокий уровень адаптации

средний уровень адаптации

низкий уровень адаптации

1класс

2

10 чел.

1 чел.(10%)

7 чел. (70%);

2 чел. (20%);

2 класс

2

4 чел.

2 чел. (20%);

2 чел. (50%);

0

3 класс

2

1 чел.

0

1 чел. (100%);

0

Всего

4

15 чел.

3 чел.

10 чел.

2 чел.

Вывод: у 80% обучающихся 1 класса, сформировалось хорошее отношение к школе и учению, что говорит о хорошей адаптации, но все же присутствует тревожность, связанная с учебной деятельностью; у 20% обучающихся выявлен низкий уровень адаптации к школе и учению, что может привести к потере интереса к учению у этих детей, к снижению успеваемости, к трудностям в отношениях с одноклассниками и учителем, в частности, непринятию задач и целей школьного обучения.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от учителей и родителей первоклассников.

Педагоги, работающие в 1 классе, знакомы с особенностями здоровья своих учеников и обеспечивают им щадящий режим. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь начинается с 3-х уроков ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организуются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. На каждом занятии в первом классе проводится по две физкультминутки. Также учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Кроме того, расписание уроков составлено с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены самые трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьника, память, внимание, мышление и др.

Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Поэтому всем родителям и педагогам выданы памятки-рекомендации.








Педагог-психолог Ещенко В.Г.