СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
для обучающихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:
-воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
-включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
-развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
-воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
-формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
-обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
-формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
-совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
-развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.
Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 118 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся:
-важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
-интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурноисторические понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.
-произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
1 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин "Самое простое дело".
Л.В. Куклин "Как я научился читать" (фрагмент).
Н.Н. Носов "Тайна на дне колодца" (фрагмент главы "Волшебные сказки").
1.2. Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Н.К. Абрамцева "Цветы и зеркало".
И.А. Мазнин "Давайте будем дружить друг с другом" (фрагмент).
С.Л. Прокофьева "Самый большой друг".
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:
В.А. Осеева "Почему?".
Л.Н. Толстой "Лгун".
1.3. Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент).
В.В. Лунин "Я видела чудо".
М.М. Пришвин "Осинкам холодно".
В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Что мы Родиной зовем.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия "Родина". Например:
Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент).
П.А. Синявский "Рисунок".
К.Д. Ушинский "Наше Отечество".
2.2. О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звездах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках.
И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...".
С.В. Востоков "Два яблока".
В.М. Катанов "Жар-птица".
А.Н. Толстой "Петушки".
2 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова "Детство Александра Пушкина" (глава "Нянины сказки").
Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею" (фрагмент).
1.2. Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:
В.В. Бианки "Сова".
Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком".
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е.А. Пермяк "Маркел-самодел и его дети".
Б.В. Шергин "Пословицы в рассказах".
Кто идет вперед, того страх не берет.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:
С.П. Алексеев "Медаль".
В.В. Голявкин "Этот мальчик".
1.3. Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С.Г. Георгиев "Стрекот кузнечика".
В.В. Голявкин "Мой добрый папа" (фрагмент).
М.В. Дружинина "Очень полезный подарок".
Л.Н. Толстой "Отец и сыновья".
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н.К. Абрамцева "Заветное желание".
Е.В. Григорьева "Мечта".
Л.Н. Толстой "Воспоминания" (глава "Фанфаронова гора").
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В.А. Бахревский "Виктор Васнецов" (глава "Рябово").
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский "Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале" (фрагмент).
М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь" (фрагмент).
2.2. Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарем. Например:
И.С. Шмелев "Лето Господне" (фрагмент главы "Масленица").
Л.Ф. Воронкова "Девочка из города" (глава "Праздник весны").
В.А. Жуковский "Жаворонок".
А.С. Пушкин "Птичка".
2.3. О родной природе.
К зеленым далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль "Фарфоровые колокольчики".
И.С. Никитин "В чистом поле тень шагает".
М.С. Пляцковский "Колокольчик".
В.А. Солоухин "Трава" (фрагмент).
Е.А. Благинина "Журавушка".
3 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт "писательства".
Например:
В.И. Воробьев "Я ничего не придумал" (глава "Мой дневник").
В.П. Крапивин "Сказки Севки Глущенко" (глава "День рождения").
1.2. Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю.А. Буковский "О Доброте - злой и доброй".
Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка".
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский "Гришина милостыня".
Н.Г. Волкова "Дреби-Дон".
1.3. Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках" (фрагмент).
А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок" (фрагмент).
О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку".
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива").
Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н.М. Коняев "Правнуки богатырей" (фрагмент).
В.А. Бахревский "Семен Дежнев" (фрагмент).
О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор" (фрагмент).
А.Н. Майков "Ломоносов" (фрагмент).
2.2. От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е.В. Григорьева "Радость".
А.И. Куприн "Пасхальные колокола" (фрагмент).
С. Черный "Пасхальный визит" (фрагмент).
2.3. О родной природе.
Неразгаданная тайна - в чащах леса...
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин "Лес".
К.Г. Паустовский "Клад".
В.Г. Распутин "Горные речки".
И.П. Токмакова "Туман".
В.П. Астафьев "Зорькина песня" (фрагмент).
4 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
1.2. Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например:
Е. В. Клюев «Шагом марш».
И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь все побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
И.А. Мазнин "Летний вечер".
1.3. Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".
2.2. Что мы Родиной зовем.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например:
В. Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
2.3. О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин «Зимой».
В. Д. Берестов «Мороз».
Н. М. Рубцов «Во время грозы». Проверочная работа
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул, принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика.
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений).
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
-уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка;
-сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
-объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
-находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
-сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
-выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
-согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
-анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
-понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
-подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
-находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
-понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
-осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
-ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;
-овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
-совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
-применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
-самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
-использование справочных источников для получения дополнительной информации.
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
-осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
-владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
-использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
-читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
-обогащать собственный круг чтения;
-соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
-осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
-осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации;
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1.МИР ДЕТСТВА | |||||
1.1. | Я и книги | 7 |
|
| http://pedsovet.su, https://educont.ru |
1.2. | Я взрослею | 9 |
|
| http://pedsovet.su, https://educont.ru |
1.3. | Я фантазирую и мечтаю | 7 |
|
| .http://pedsovet.su, https://educont.ru |
Итого по разделу | 23 |
| |||
Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | |||||
2.1. | Что мы Родиной зовём | 5 |
|
| http://pedsovet.su, https://educont.ru |
2.2. | О родной природе | 5 |
|
| http://pedsovet.su, https://educont.ru |
Итого по разделу: | 10 |
| |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 |
|
|
2 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||||
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | |||||||||||
1.1. | Я и книги | 4 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||||||
1.2. | Я взрослею | 7 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||||||
1.3. | Я и моя семья | 5 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||||||
1.4. | Я фантазирую и мечтаю | 3 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||||||
Итого по разделу: | 19 |
| |||||||||
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | |||||||||||
2.1. | Родная страна во все времена сынами сильна | 4 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||||||
2.2. | Народные праздники, связанные с временами года | 4 |
|
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru temupasha-klass-542042.html | ||||||
2.3. | О родной природе | 7 | 1 |
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru istoricheskoi | ||||||
Итого по разделу: | 15 |
| |||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 |
|
3 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | ||||||||
1.1. | Я и книги | 6 |
|
| https://litlife.club/books/319146/sections/17
| |||
1.2. | Я взрослею | 7 |
|
| https://proza.ru/2012/02/28/467
| |||
1.3. | Я и моя семья | 3 |
|
| https://infourok.ru/
| |||
1.4. | Я фантазирую и мечтаю | 4 |
|
| https://libking.ru/books/
| |||
Итого по разделу: | 20 |
| ||||||
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||||||||
2.1. | Родная страна во все времена сынами сильна | 4 |
|
| https://www.culture.ru/poems/38130/les
| |||
2.2. | От праздника к празднику | 4 |
|
| https://infourok.ru/prezentaciya-na- temupasha-klass-542042.html | |||
2.3. | О родной природе | 6 | 1 |
| https://vk.com/@labirintmam-fragment istoricheskoi | |||
Итого по разделу: | 15 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 |
|
4 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | ||||||||
1.1. | Я и книги | 3 |
|
| https://infourok.ru/
| |||
1.2. | Я взрослею | 3 |
|
| https://infourok.ru/
| |||
1.3. | Я и моя семья | 1 |
|
| https://infourok.ru/
| |||
1.4. | Я фантазирую и мечтаю | 1 | 1 |
| https://infourok.ru/
| |||
Итого по разделу: | 8 |
| ||||||
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||||||||
2.1. | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
|
| https://infourok.ru/ | |||
2.2. | От праздника к празднику | 2 |
|
| https://infourok.ru/ | |||
2.3. | О родной природе | 4 | 1 |
| https://infourok.ru/ | |||
Итого по разделу: | 9 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 2 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | С.А.Баруздин. Самое простое дело | 1 |
|
| 06.09 | http://pedsovet.su |
2. | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» | 1 |
|
| 13.09 | http://pedsovet.su |
3. | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» | 1 |
|
| 20.09 | http://pedsovet.su |
4. | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | 1 |
|
| 27.09 | http://pedsovet.su |
5. | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | 1 |
|
| 04.10 | http://pedsovet.su
|
6. | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок) | 1 |
|
| 11.10 | http://pedsovet.su |
7. | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок) | 1 |
|
| 18.10 | http://pedsovet.su |
8. | Пословицы о дружбе.
| 1 |
|
| 25.10 | http://pedsovet.su |
9. | Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало» (в сокращении) | 1 |
|
| 08.11 | http://pedsovet.su |
10. | И.А.Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом…» | 1 |
|
| 15.11 | http://pedsovet.su |
11. | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг» | 1 |
|
| 22.11 | http://pedsovet.su |
12. | Пословицы о правде и честности.
| 1 |
|
| 29.11 | http://pedsovet.su |
13. | В.А.Осеева «Почему?» | 1 |
|
| 06.12 | http://pedsovet.su |
14. | В.А.Осеева «Почему?» | 1 |
|
| 13.12 | http://pedsovet.su
|
15. | Л.Н.Толстой «Лгун» (басня) | 1 |
|
| 20.12 | http://pedsovet.su |
16. | Русская народная сказка «Враль» | 1 |
|
| 27.12 | http://pedsovet.su |
17. | Необычное в обычном. С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент).
| 1 |
|
| 10.01 | http://pedsovet.su |
18. | В.В. Лунин "Я видела чудо".
| 1 |
|
| 17.01 | http://pedsovet.su |
19. | Р.С. Сеф «Чудо» | 1 |
|
| 24.01 | http://pedsovet.su
|
20. | В.В. Лунин "Я видела чудо".
| 1 |
|
| 31.01 | http://pedsovet.su |
21. | М.М. Пришвин "Осинкам холодно".
| 1 |
|
| 07.02 | http://pedsovet.su |
22. | М.М.Пришвин «Закат солнца» | 1 |
|
| 14.02 | http://pedsovet.su |
23. | В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент).
| 1 |
|
| 28.02 | http://pedsovet.su |
24. | С чего начинается Родина? С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное» | 1 |
|
| 06.03 | http://pedsovet.su |
25. | Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент).
| 1 |
|
| 13.03 | http://pedsovet.su |
26. | П.А. Синявский "Рисунок". | 1 |
|
| 20.03 | http://pedsovet.su |
27. | К.Д. Ушинский "Наше Отечество".
| 1 |
|
| 03.04 | http://pedsovet.su |
28. | В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?» | 1 |
|
| 13.04 | http://pedsovet.su |
29. | Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках. И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...". И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...".
| 1 |
|
| 17.04 | http://pedsovet.su |
30. | С.В. Востоков "Два яблока".
| 1 |
|
| 24.04 | http://pedsovet.su |
31. | В.М. Катанов "Жар-птица".
| 1 |
|
| 08.05 | http://pedsovet.su |
32. | А.Н. Толстой "Петушки". | 1 |
|
| 15.05 | http://pedsovet.su |
33. | Итоговый урок за год. | 1 |
|
| 22.05 | http://pedsovet.su |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 |
|
2 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1-2 | Е.Н. Егорова "Детство Александра Пушкина" (глава "Нянины сказки"). | 2 |
|
| 06.09 13.09 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
3-4 | Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею" (фрагмент). | 2 |
|
| 20.09 27.09 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
5. | В.В. Бианки "Сова". | 1 |
|
| 04.10 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
6. | Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком". | 1 |
|
| 11.10 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
7. | Е.А. Пермяк "Маркел-самодел и его дети". | 1 |
|
| 18.10 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
8. | Б.В. Шергин "Пословицы в рассказах". | 1 |
|
| 25.10 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
9. | Пословицы о смелости. | 1 |
|
| 08.11
| viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
10. | С.П. Алексеев "Медаль". | 1 |
|
| 15.11 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
11. | В.В. Голявкин "Этот мальчик". | 1 |
|
| 22.11 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
12. | С.Г. Георгиев "Стрекот кузнечика". | 1 |
|
| 29.11 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru1 | ||
13. | В.В. Голявкин "Мой добрый папа" (фрагмент). | 1 |
|
| 06.12 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
14. | М.В. Дружинина "Очень полезный подарок". | 1 |
|
| 13.12 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
15-16. | Л.Н. Толстой "Отец и сыновья". | 1 |
|
| 20.12 27.12 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
17. | Н.К. Абрамцева "Заветное желание". | 1 |
|
| 10.01 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
18. | Е.В. Григорьева "Мечта". | 1 |
|
| 17.01 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
19. | Л.Н. Толстой "Воспоминания" (глава "Фанфаронова гора"). | 1 |
|
| 24.01 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
20. | В.А. Бахревский "Виктор Васнецов" (глава "Рябово"). | 1 |
|
| 31.01 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
21. | М.А. Булатов, В.И. Порудоминский | 1 |
|
| 07.02 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
22. | "Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале" (фрагмент). | 1 |
|
| 14.02 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
23. | М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь" (фрагмент). | 1 |
|
| 21.02 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
24. | И.С. Шмелев "Лето Господне" (фрагмент главы "Масленица"). | 1 |
|
| 28.02 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
25. | Л.Ф. Воронкова "Девочка из города" (глава "Праздник весны"). | 1 |
|
| 06.03 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
26. | В.А. Жуковский "Жаворонок". | 1 |
|
| 13.03 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
27. | А.С. Пушкин "Птичка". | 1 |
|
| 20.03 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
28. | Русские народные загадки о поле. | 1 |
|
| 03.04 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ruh | ||
29. | Ю.И.Коваль "Фарфоровые колокольчики". | 1 |
|
| 13.04 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
30. | И.С. Никитин "В чистом поле тень шагает". | 1 | 1 |
| 17.04 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
31. | М.С. Пляцковский "Колокольчик". | 1 |
|
| 24.04 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
32. | В.А. Солоухин "Трава" (фрагмент). | 1 |
|
| 08.05 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
33. | Е.А. Благинина "Журавушка". |
|
|
| 15.05 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru | ||
34. | Итоговый урок за год |
|
|
| 22.05 | viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru
| ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
|
3 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 1 |
|
| 07.09 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-v-i-vorobev-ya-nichego-ne-pridumal-glava-moj-dnevnik-postroenie--5334475.html?ysclid=lmjlcz11uk36833519 | ||
2-3. | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 2 |
|
| 14.09 21.09 |
| ||
4-6. | В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). | 3 |
|
| 28.09 05.10 12.10 | https://infourok.ru/prezentaciya-v-p-krapivin-skazki-sevki-glushenko-glava-den-rozhdeniya-3-klass-6125236.html?ysclid=lmjle46qmi623448092 | ||
7. | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
|
| 19.10 | https://www.youtube.com/watch?v=eZiWmAzd0l4&ysclid=lmjlfjgnls511836205 | ||
8. | Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
|
| 26.10 |
| ||
9-10 | Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка". | 2 |
|
| 09.11 16.11 | https://napishetsya.ru/rasskaz-poslednyaya-rubashka-3-klass/?ysclid=lmjlgvvs28375564165 | ||
11-12 | Пословицы о совести. П.В. Засодимский "Гришина милостыня". | 2 |
|
| 23.11 30.11 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-po-teme-p-v-zasodimskij-grishina-milostynya-harakteristika-glavn-5662476.html?ysclid=lmjlhzdyx4126991611 | ||
13. | Н.Г. Волкова "Дреби-Дон". | 1 |
|
| 07.12 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-drebi-don-volkova-n-g.html?ysclid=lmjlisany6427523687 | ||
14. | В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках" (фрагмент). | 1 |
|
| 14.12 | http://www.myshared.ru/slide/582194/?ysclid=lmjljkl34d180324664 | ||
15. | А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок" (фрагмент). | 1 |
|
| 21.12 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-na-temu-a-l-reshetov-zyornyshki-spelyh-yablok-5671522.html?ysclid=lmjlkd3thc21887581 | ||
16. | О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку". | 1 |
|
| 28.12 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnoj-literature-na-temu-o-f-kurguzov-dusha-na-raspashku-5691477.html?ysclid=lmjll31259818972518 | ||
17. | Детские фантазии. В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива"). | 1 |
|
| 11.01 |
| ||
18. | В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива"). | 1 |
|
| 18.01 | https://infourok.ru/prezentaciya-v-p-krapivin-brat-kotoromu-sem-fragment-glavy-zelyonaya-griva-3-klass-6138252.html?ysclid=lmjlm0u0zq95232535 | ||
19. | Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент). | 1 |
|
| 25.01 |
| ||
20. | Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент). | 1 |
|
| 01.01 |
| ||
21. | Н.М. Коняев "Правнуки богатырей" (фрагмент). | 1 |
|
| 08.02 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-proizvedeniiu-n-m-koniaeva-pravnuk.html?ysclid=lmjlnuz22z831315390 | ||
22. | В.А. Бахревский "Семен Дежнев" (фрагмент). | 1 |
|
| 15.02 | https://урок.рф/presentation/12526.html?ysclid=lmjloonbgf971813556 | ||
23. | О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор" (фрагмент). | 1 |
|
| 22.02 | https://ppt-online.org/1180910?ysclid=lmjlprc06d516756968 | ||
24. | А.Н. Майков "Ломоносов" (фрагмент). | 1 |
|
| 29.02 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnogo-chteniia-m-v-l.html?ysclid=lmjlqgnsop156351981 | ||
25-26. | Е.В. Григорьева "Радость". | 2 |
|
| 07.03 14.03 |
| ||
27. | А.И. Куприн "Пасхальные колокола" (фрагмент). | 1 |
|
| 21.03 | https://infourok.ru/prezentaciya-pashalnye-kolokola-a-i-kuprin-6601727.html?ysclid=lmjls32fsx192608235 | ||
28. | С. Черный "Пасхальный визит" (фрагмент). | 1 |
|
| 04.04 | https://урок.рф/library/prezentatciya_k_zanyatiyam_posvyashennim_prazdniku_pash_203804.html?ysclid=lmjlsztdqb658219492 | ||
29. | Неразгаданная тайна - в чащах леса... Русские народные загадки о реке. И.С. Никитин "Лес". | 1 |
|
| 11.04 | http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=72775 | ||
30. | К.Г. Паустовский "Клад". | 1 |
|
| 18.04 | http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=72781 | ||
31. | В.Г. Распутин "Горные речки". | 1 |
|
| 25.04 |
| ||
32. | Итоговая проверочная работа. | 1 | 1 |
| 02.05 |
| ||
33. | В.П. Астафьев "Зорькина песня" (фрагмент). | 1 |
|
| 16.05 |
| ||
34. | И.П. Токмакова "Туман".Итоговый урок за год | 1 |
|
| 23.05 | https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-v-3-klassa-2866028?ysclid=lmjlx90vv9761680328 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 |
|
4 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 1 |
|
| 06.09 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-st-aksakov-detskie-godi-bagrovavnuka-3979041.html | ||
2. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 |
|
| 20.09 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-rodnoj-russkoj-literatury-v-4-klassa-knizhka-s-kartinkami-d-n-mamin-sibiryak-6214023.html | ||
3. | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 |
|
| 04.10 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnoe-chtenie-na-ro-1.html | ||
4. | Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 |
|
| 18.10 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-skromnost-krasit-cheloveka-4-klass-5800369.html | ||
5. | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша» | 1 |
|
| 08.11 | https://infourok.ru/i-p-tokmakova-razgovor-tatarnika-i-sporysha-e-v-klyuev-shagom-marsh-5821609.html | ||
6. | И.А. Мазнин "Летний вечер".
| 1 |
|
| 22.11 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-na-temu-i-a-maznin-letnij-vecher-5578817.html?ysclid=lmlqpv8w55522971126 | ||
7. | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет») | 1 |
|
| 06.12 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-liotchik-prolozhivshii-marshruty-v-i.html | ||
8. | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа | 1 | 1 |
| 20.12 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-na-temu-v-p-krapivin-golubyatnya-v-orehove-4-klass-5675439.html | ||
9 -10 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 2 |
|
| 10.01 24.01 | https://infourok.ru/literaturnoe-chtenie-na-rodnom-yazyke-e-v-murashova-kaffa-5728803.html | ||
11. | Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".
| 1 |
|
| 07.02 |
| ||
12. | В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 |
|
| 21.02 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-m-ya-borodickaya-v-gostyah-u-lesnika-g-ya-snegiryov-karlikovaya-beryozka-6033691.html | ||
13. | Сказ о валдайских колокольчиках | 1 |
|
| 06.03 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-4-klass-skaz-o-valdajskih-kolokolchikah-6075700.html | ||
14. | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». | 1 |
|
| 20.03 | https://infourok.ru/prezentaciya-zagadki-prirodnih-yavleniy-2479987.html
| ||
15. | В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 |
|
| 24.04 |
| ||
16. | А.А. Солоухин "Ветер". Проверочная работа | 1 | 1 |
| 08.05 |
| ||
17. | Повторение пройденного за год | 1 |
|
| 22.05 |
| ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 2 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1-4 класс О.М.Александрова.; М.И.Кузнецова.;
Л.А.Романова М.: Просвещение;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1-4 класс О.М.Александрова, М.И. Кузнецова Л.В.Петленко, В.Ю. Романова Москва "Учебная литература
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.school-collection.edu.ru
2. http://pedsovet.su
3. https://educont.ru
4. http://pedsovet.su
5. https://educont.ru
6. https://multiurok.ru