Вопросы | Ответы |
А) На решении, каких первоочередных задач следует сосредоточиться учителю, чтобы его деятельность соответствовала требованиям ФГОС и профессиональному стандарту? | Чтобы деятельность учителя соответствовала требованиям ФГОС и профессиональному стандарту ему необходимо: Понимать в чем отличия традиционного обучения от нового стандарта; Знать нормативно-правовые документы; Активно использовать ИКТ обучения; Самосовершенствоваться, искать новые знания; Уметь строить образовательный процесс дифференцированно; Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: проектная деятельность, лабораторные эксперименты; Уметь работать с одаренными детьми; Уметь работать в условиях реализации инклюзивного образования; Понимать и принимать детей такими, какие они есть. |
Б) Что необходимо предпринять, чтобы обучающиеся были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность? | Чтобы дети были субъектами деятельности, необходимо создать условия в процессе деятельности так, чтобы дети смогли раскрыть свои возможности: - использовать индивидуальный подход к обучению; - на уроках применять нестандартные формы и методы работы с детьми. |
В) Как проектировать деятельность учителя и обучающихся с учетом развития универсальных учебных действий как ожидаемых метапредметных и личностных результатов? | |
Вопросы | Комментарии |
А) Какие нужны компетенции для проектирования и почему нельзя обойтись без развития проектного и системного мышления? | Для проектирования нужны следующие компетенции: - умение планировать деятельность; - умение проводить рефлексию; - умение ориентироваться в создавшейся ситуации; - умение прогнозировать ситуацию, развитие выполняемого проекта и т.д.; - способность к целеполаганию; - способность к оцениванию своей деятельности; - способность принимать решения; - умение осуществлять самоконтроль; - умение проводить коррекцию своих действий. |
Б) Какие инструменты и техники усиливают компетенции учителя в проектировании? | В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные: При освоении личностных действий формируется: критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основы правовой культуры в области использования информации. При освоении регулятивных универсальных учебных действий формируется: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового Портфеля достижений учащегося. |
В) Как выглядит оптимальный алгоритм проектирования с учетом достижения триединых результатов: личностных, метапредметных и предметных? | Проектирование от проблемы / значимости / востребованности / актуальности: наличие проблемы, которую решает проект, наличие заказа на результат проекта, потенциального пользователя, нехватки чего-то необходимого и т.д. Реализация полного жизненного цикла проекта - от замысла до эксплуатации и утилизации , от гипотезы до употребления полученного знания . Участники проекта должны реализовать весь цикл или хотя бы видеть его целиком. Оригинальность решения: в чем уникальность данного проекта, почему это именно проект, а не повторение пройденного по алгоритму или лабораторная работа, что новое порождается проектом Включенность в профессиональное сообщество: проект должен соответствовать реальным требованиям со стороны профессионального сообщества Отдельно отметим требования к процессу достижения результата: Самостоятельность: насколько команда была самостоятельна в реализации проекта от задумки до эксплуатации, прежде всего в принятии решений Учет ограниченности ресурсов: время, деньги и т.д. Осознанность в выборе организационных решений: индивидуальность / командность, распределение ролей, какие преграды были выделены, как они преодолевались и т.д. Образовательный проект имеет также образовательный результат, который должен отдельно выделяться и рефлексироваться участниками. |
Г) Почему целеполагание – это основа проектирования? В чем секрет «формулы цели»? | Целеполагание -построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Результатом процесса целеполагания является цель – планируемый итог последующей деятельности субъекта. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. |
Д) Что такое технологическая карта и в чем ее ценность при системной работе по организации процесса проектирования курса, раздела, темы урока/учебного занятия? | Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы: - Какого рода операции следует выполнять? - В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции? - С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)? - Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции? - Каков конечный результат выполнения определенной операции? - Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения операции? |