СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрывается роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.»

Роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.

Роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.

Роль семьи в жизни человека сложно переоценить, ведь в ней закладываются ценностные ориентации и принципы поведения в обществе, она является средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ и обеспечивает взаимодействие личности и общества.
  • Роль семьи в жизни человека сложно переоценить, ведь в ней закладываются ценностные ориентации и принципы поведения в обществе, она является средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ и обеспечивает взаимодействие личности и общества.
Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители.  Выделяют четыре основные линии поведения родителей с особенным ребенком: бегство (пассивная автаркия). Проявляется в том, что семья старается избегать прямых контактов с обществом; борьба (агрессивная автаркия). Характеризуется тем, что родители критикуют общественные нормы и ценности или воспринимают их неадекватно; отделение (фильтрация). Семья с такой моделью поведения принимает только те ценности общества, которые совпадают с их собственными представлениями; гибкость (флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации). Семья понимает о необходимости принятия общественных норм и под влиянием общества формирует собственные представления и ценности.

Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители.

Выделяют четыре основные линии поведения родителей с особенным ребенком:

  • бегство (пассивная автаркия). Проявляется в том, что семья старается избегать прямых контактов с обществом;
  • борьба (агрессивная автаркия). Характеризуется тем, что родители критикуют общественные нормы и ценности или воспринимают их неадекватно;
  • отделение (фильтрация). Семья с такой моделью поведения принимает только те ценности общества, которые совпадают с их собственными представлениями;
  • гибкость (флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации). Семья понимает о необходимости принятия общественных норм и под влиянием общества формирует собственные представления и ценности.
Выделяют также три критерия оценки родительской позиции : адекватность, при которой родители полностью осознают особенности своего ребенка; динамичность. В данном случае родительская позиция может часто меняться, а вместе с ней изменяются формы и способы общения с ребенком; прогностическая. Данная оценка позиции отражает способность родителей перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.

Выделяют также три критерия оценки родительской позиции :

  • адекватность, при которой родители полностью осознают особенности своего ребенка;
  • динамичность. В данном случае родительская позиция может часто меняться, а вместе с ней изменяются формы и способы общения с ребенком;
  • прогностическая. Данная оценка позиции отражает способность родителей перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.
Дополнительно с родительскими позициями выделяют и возможные модели социализации ребенка: ребенок постепенно вживается в свою ущербную ситуацию и осваивает ее ущемляющие стандарты; создание семьей защитной оболочки, в результате чего ребенок дистанцируется от общества и его стандартов; ребенок приобрел заболевание позднее либо узнал, что оно у него было на протяжении всей жизни. Такой индивид испытывает трудности с восприятием самого себя, а окружающие испытывают затруднения в проявлении к нему обычного дружеского участия; ребенок, который готов учиться новому образу жизни.

Дополнительно с родительскими позициями выделяют и возможные модели социализации ребенка:

  • ребенок постепенно вживается в свою ущербную ситуацию и осваивает ее ущемляющие стандарты;
  • создание семьей защитной оболочки, в результате чего ребенок дистанцируется от общества и его стандартов;
  • ребенок приобрел заболевание позднее либо узнал, что оно у него было на протяжении всей жизни. Такой индивид испытывает трудности с восприятием самого себя, а окружающие испытывают затруднения в проявлении к нему обычного дружеского участия;
  • ребенок, который готов учиться новому образу жизни.
Различные особенности отношений по линии родители-ребенок в семьях, где есть дети с ОВЗ, приводят к разным нарушениям в контактах между родителями и ребенком, что в значительной степени затрудняет процесс социализации последнего. В этой связи необходимо вести планомерную коррекционную, диагностическую и профилактическую работу с такими семьями, цель таких мероприятий – формирование конструктивных и адекватных взаимоотношений между родителями и детьми.
  • Различные особенности отношений по линии родители-ребенок в семьях, где есть дети с ОВЗ, приводят к разным нарушениям в контактах между родителями и ребенком, что в значительной степени затрудняет процесс социализации последнего. В этой связи необходимо вести планомерную коррекционную, диагностическую и профилактическую работу с такими семьями, цель таких мероприятий – формирование конструктивных и адекватных взаимоотношений между родителями и детьми.
Вывод: Семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные родительско-детские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод:

Семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные родительско-детские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.