Роль вводного инструктажа в ходе урока производственного обучения
Методика и организация производственного обучения в решающей степени зависит от цели этого обучения на соответствующем этапе, это очень важное методическое положение, которым всегда должен руководствоваться мастер.
Цель обучения, т.е то, чего надо достичь я считаю главными непременно остаются : научит учащихся правильному выполнению приемов и операций; сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-производственных работ; научить учащихся работать быстро и точно, на этом этапе обучения у учащихся формируются скоростные и точностные навыки, а так же навыки планирования труда.
Указанные цели от темы к теме, от работы к работе усложняются, они определяют организацию и методику производственного обучения.
В этой связи методику и организацию проведения уроков производственного обучения в учебной мастерской следует рассматривать с учетом специфики целей на различных этапах обучения, их постепенного расширения и углубления.
Урок производственного обучения включает следующие структурные элементы: вводный инструктаж,упражнения учащихся и текущее инструктирование их мастером, заключительный инструктаж. Я предлагаю ознакомиться с содержанием, формой и методом проведения вводного инструктажа по профессии автомеханик на двух его элементах.
1.Сообщение темы и цели урока.
Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске.Цель урока очень важно правильно раскрыть, т.е дать учащимся целевую установку на урок. Это не просто информация о цели урока, записанная в плане, не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего они будут это делать, чему научатся, какое значение имеет это для дальнейшего овладения профессией. Все это в значительной мере вызывает у них интерес к работе, стремление качественно освоить приемы и способы, настроить на серьезный, ответственный подход к выполнению задания.
На уроке решаются задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. В этой связи часто возникает вопрос, нужно ли эти цели фиксировать в плане урока и раскрывать их перед учащимися?
Воспитание и развитие учащихся происходит в процессе их обучения, на каждом уроке, на каждом этапе, и поэтому мастер всегда должен четко представлять себе, какие воспитательные и развивающие задачи, на каком материале урока, какими способами он будет осуществлять на данном уроке.. Требование обязательной фиксации воспитательных развивающих целей в планах каждого урока не решает проблемы и нет необходимости сообщать их учащимся, так как эти цели мастер ставит для себя и реализует в процессе обучения.
Следующим этапом в проведении вводного инструктажа является :
2.Проверка знаний учащихся по материалу, изученному на уроках теории, а также на предыдущих уроках производственного обучения. Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом учащихся-основа для осознанного выполнения ими упражнений и самостоятельной работы. Путем такой увязки в сознании учащихся наводятся «мостики» между тем, что они знают и умеют и тем, что им предстоит усвоить, чему научится на уроке. Такая увязка обычно производится путем опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения. Здесь успех во многом зависит от правильности подбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса. Вопросы следует фиксировать в плане урока. Цель опроса учащихся при проведении вводного инструктажа не столько в том, чтобы проверить знания учащихся, сколько в обеспечении способностей применить эти знания на практике, а так как педагогическая проблема, над которой я работаю (профессиональная направленность и межпредметная связь на уроках производственного обучения). Поэтому вопросы должны иметь сугубо практическую направленность, и их целесообразно ставить так, для ответа на которые необходимо не только запоминание, но и активное мышление учащихся. Такие «продуктивные» вопросы обычно начинаются словами «Почему»?, «Обоснуйте». Уместно привести несколько типичных примеров таких вопросов: Объясните на основе знаний физики принцип превращения топлива механическую силу. Разъясните по каком признаку классифицируются автотранспортные средства? Объясните порядок выполнения операций при работе на шиномонтажном стенде.
Какие меры безопасности нужно соблюдать при ремонте автотранспорта в учебной мастерской? Очень важно ставить перед учащимися такие вопросы, которые требуют применения знаний полученных на уроках общеобразовательных и специальных предметов, прежде всего спецтехнологии, физики, химии, охраны труда.
Наряду с вопросами требующими устных ответов учащихся, для этой части вводного инструктажа предлагаю им воспроизвести ранее изученные приемы и способы выполнения работ по изученной теме : Покажите порядок последовательности регулировки выпускных и впускных клапанов автомобилей различных модификаций. Покажите порядок разборки механической коробки перемены передач.Ваши действия при возникновении короткого замыкания проводки автомобиля.
Важно не только активизировать мышление учащихся, но и внешне активизировать группу на этом начальном этапе вводного инструктажа.
Способы такой активизации учащихся:
-постановка вопроса всей группе, а затем после небольшой паузы вызов для ответа определенного учащегося;
-предложение ответить на вопрос по желанию;
-вовлечь в беседу всех учащихся с учетом их сильных и слабых сторон;
-обращение к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение.
Как поступить в случае, если в результате опроса окажется, что знания большинства учащихся слабые? В этом случае мастер сакм должен дань кратко необходимые объяснения, добиться четкого понимания и первичного усвоения их учащимися. Необходимо избегать того, что не надеясь на знания учащихся мастер значительную часть вводного инструктажа отводит на разъяснение чисто теоретических вопросов. Такая «теоретическая» направленность вводного инструктирования, во первых не способствует развитию у учащихся стремления активно использовать, применять имеющиеся у них знания в процесс работы, во вторых не дает мастеру возможности уделить достаточно времени для четкого объяснения и показа тех приемов и способов работы, которые учащиеся должны усвоить на уроке.
Таким образом, для того чтобы обеспечит высокую эффективность инструктирования учащихся , мастер должен быть убежден, что учащиеся имеют необходимые знания, теоретическую и практическую базу для усвоения и углубления умений и навыков.