КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗАТУРЧИНСКОГО АДАМА ПЕТРОВИЧА
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета МБОУ СОШ № 49 ст. Смоленской МО Северский р-н
им. Турчинского А.П. протокол №1
от 30.08.2021 года
Председатель Л.А.Кириенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОРОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) языку
Уровень образования (класс) основное общее образование 5-7 классы Количество часов 21ч
Учитель-составитель СемёноваЮ.И.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандаром основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), с учётом примерной основной образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (от 08.04.2015, протокол №1/15); с учётом примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе общего образования Краснодарского края (заседание № 2 от 25 августа 2020г).
УМК Учебник: Русский родной язык. 5,6,7 класс. - Александрова О., Загоровская О., Богданов С.Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых, издательство «Просвещение»2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
Гражданское воспитание:
воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
помощь детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
повышение привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержка научно-технического творчества детей;
получение детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
профилактика асоциального поведения.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
Экологическое воспитание:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
оперировать данными при решении задачи;
Предметные результаты
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м -7 -м классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
5 КЛАСС:
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
6 класс:
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
класс:
пояснять внешние причины изменений в русском языке, приводить примеры;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов;
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык - национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык - язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национальнокультурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина - девушка, тучи - несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Г орохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи (2 часа).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь - микровОлновая терапия).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.
КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура ( 1 час)
Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).
Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час)
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий - не «санаторию», стукнуть туфлей - не «туфлем»), родом существительного (красного платья - не «платьи»), принадлежностью к разряду - одушевленности - неодушевленности (смотреть на спутника - смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший - не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен - медленен, торжествен - торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий - не «санаторию», стукнуть туфлей - не «туфлем»), родом существительного (красного платья - не «платьи»), принадлежностью к разряду - одушевленности - неодушевленности (смотреть на спутника - смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший - не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен - медленен, торжествен - торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет (1 час)
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.
Этика и речевой этикет. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговая аттестация - защита проекта
КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
Устаревшие слова как живые свидетели истории
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий-висячий, горящий-горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.
Речевой этикет (1 час)
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
Функциональные разновидности языка. (2 часа)
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притчи.
Итоговая аттестация - защита проекта (2 часа)
Направления проектной деятельности обучающихся: тема проекта определяется обучающимся совместно с учителем и соответствует определенному разделу курса, возможно самостоятельное определение тематики проекта. Проектная работа проходит во всех разделах курса. Проекты реализуются в учебном процессе как часть урока и самостоятельная работа обучающихся. Темы проектов могут меняться.
Резерв времени не предполагается.
Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (русский)» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы5 класс
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности |
Раздел 1. Язык и культура | 2 | Русский язык-национальный язык русского народа. | 1 | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: • определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов | Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Приобщение детей к культурному наследию. |
| | Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. | 1 |
Раздел 2. Культура речи | 2 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | | Популяризация научных знаний среди детей Экологическое воспитание. |
| | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | Составлять план решения проблемы | Популяризация научных знаний среди детей |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | 2 | Текст как единица языка и речи. Язык и речь. Функциональные разновидности языка | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Гражданское воспитание Приобщение детей к культурному наследию Популяризация научных знаний среди детей |
| | Виды речевой деятельности. | 1 | индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы . | Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности |
Защита проекта | 1 | Примерные темы проектных и исследовательских работ Из истории русских имён. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. Словарь одного слова. Календарь пословиц о временах года. Карта «Интересные названия городов моего края». Как быть вежливым? Межнациональные различия невербального общения и др. | 1 | :определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; | Популяризация научных знаний среди детей |
Итого | 7 | | 7 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 6 КЛАСС |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Язык и культура | 1 | 1Иноязычные лексические заимствования | 1 | употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); | Популяризация научных знаний среди детей. Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание |
2. Культура речи | 3 | 2.1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного); соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; | Популяризация научных знаний среди детей Духовное и нравственное воспитание детей |
| | 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста | Популяризация научных знаний среди детей Духовное и нравственное воспитание детей |
| | 2.3. Речевой этикет | 1 | | Духовное и нравственное воспитание детей |
3.Речь. Речевая деятель ность. Текст. | | 3.1.Функциональные разновидности языка | 1 | владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; создавать тексты в жанре ответов разных видов | Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Популяризация научных знаний среди детей Духовное и нравственное воспитание детей |
4.Защита проекта | 2 | Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке. | 2 | создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; | Популяризация научных знаний среди детей Духовное и нравственное воспитание детей |
| | Итого | 7 | | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 7 класс | |
1.Язык и культура | 1 | 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию |
Культура речи | 3 | 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; | Популяризация научных знаний среди детей Экологическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей. |
| | 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; | Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание). Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания). Экологическое воспитание |
| | 2.3. Речевой этикет | 1 | владеть основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; | Духовное и нравственное воспитание детей. |
Речь. Речевая деятель ность. Текст. | 2 | 3.1 .Функциональные разновидности языка | 1 | владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; создавать тексты в жанре ответов разных видов; | Приобщение детей к культурному наследию Популяризация научных знаний среди.детей Духовное и нравственное воспитание детей. |
Защита проекта | 2 | Примерные темы проектных и исследовательских работ: Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке Типы устаревших слов в русском языке. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. Этикетные формы обращения. Являются ли жесты универсальным языком человечества | 2 | создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; | Экологическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: |
| | Итого | 7 | | 7 |
Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ № 49 от 26 августа 2021 года № 1 ___________ /Н.Е.Семашова / | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________/ М.В.Балаева / 30 августа 2021 год |
19