Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся об именах существительных собственными и нарицательными.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умению формулировать определение собственных и нарицательных именах существительных, различать имена собственные и нарицательные;
Развивающие: развивать у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости;
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку.
Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.
I. Организационный момент.
Учитель:
Без, нет, усилий, успеха. (Без усилий нет успеха)
-Составьте предложение. Как оно называется?
-Что это за предложение? Как вы понимаете значение этой пословицы?
-Дети, я желаю вам быть успешными
II. Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, подписываем число и классная работа. Посмотрите на доску, там записаны слова:
Гор..д
дев..чка
с..бака
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
(появляются на слайде следующие слова: Маша, Москва, Муся)
- Посмотрите на слайд, вы видите записанные имена существительные.
Выберите из них название городу, имя девочке, кличку собаке.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Это мы сегодня и узнаем.
-Для начала, рассмотрим план.
1. Сделать вывод (2)
2. Проверить вывод в учебнике (3)
3. Рассмотреть примеры (1)
-Дети, прочитайте пункты плана. Правильно ли он составлен?
- Посовещайтесь в парах и скажите, какой должна быть правильная последовательность?
- Рассмотрим наши слова еще раз. Мы ещё не знаем, как называют эти слова. Поэтому нужно это узнать.
Цель: узнать что-то новое об имени существительном.
Научиться применять это знание.
-Итак, в русском языке для обозначения имён существительных, которые пишутся с большой буквы и для имён существительных, которые пишутся с маленькой буквы, есть специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.
- Как вы думаете, почему они так названы «собственные»?
-А почему «нарицательные»? (Названия, имена, клички всегда пишутся с большой буквы, так как они индивидуальные, собственные для какого-нибудь предмета. А остальные существительные нарицают явление, предмет и пишутся с маленькой буквы).
-В наших словах, какие имена существительные называются «собственными», а какие «нарицательными»?
-Сделаем вывод.
-Чтобы проверить, правильный ли мы сделали вывод, откроем учебник на странице 52.
Читают правило.
- Откройте учебник на странице 52 и прочитайте определение. Как вы поняли это определение? Назовите свои примеры собственных имен существительных. (Россия, Толстой, Волка, Бобик)
- А теперь откройте учебник на странице 53 и прочитайте определение нарицательных имен существительных. Как вы поняли это определение? Назовите свои примеры нарицательных имен существительных. (Город, озёра, дом, люди)
Работа с карточками
Вставьте пропущенные слова:
Имена, отчества, фамилии людей – это ________ имена _________. Имена собственные пишутся с _____________ буквы. Все остальные имена существительные – это____________ имена ___________. Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы. |
Запишите в таблицу имена собственные из списка слов:
Имена людей | Название городов | Фамилии людей | Клички животных |
| | | |
| | | |
| | | |
Список слова: Петров, Бобик, Москва, Брянск, Иванов, Катя, Ваня, Мурка, Казань, Смирнов, Шарик, Миша.