СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ ФГОС урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ ФГОС урока»

Самоанализ урока по биологии: «Пищеварение в ротовой полости»


УМК: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш: учебник. Биология. Человек 8 класс)/ М.: Вентана - Граф, 2018 г.


Место урока в теме: Данный урок был 3 по теме «Пищеварение», на изучение которой по плану отводится 7 часов. Изучению данной темы предшествовало изучение значения пищеварительной системы. Изучение темы урока опирается на знания учащихся:

  • - об особенности строения пищеварительной системы

  • -о функциях ПС.


Урок проводился в 8 классе. В данном классе 9 уч-ся.

Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповая;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Вид урока: урок проблемного диалога,

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

  • - повторение пройденного и проверка домашнего задания;

  • - изучение и закрепление новых знаний.


Организационная структура урока. (см. технологическую карту).

Этапы урока соблюдались.

Организационный момент.

Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Целеполагание

В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: выполнение задания на основе приема «Письмо по кругу».

Этап изучения нового материала

Учителем ведется побуждающий и подводящий диалог с учащимися. Перед учащимися ставится проблемная задача, на которую в течение данного урока следует найти ответы.

Проблемный вопрос: «Что происходит с пищей в ротовой полости?»

Этап закрепления – прием «Верите ли вы?»

Этап рефлексии – (самоанализ)


Основные термины и понятия урока: Ротовая полость, зубы: резцы, клыки, коренные, молочные, постоянные, коронка, эмаль, шейка, корень, кариес, пульпит, слюна, слюнные железы, язык, глотка, пищевод.


Особенности урока.

Образовательные:(коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений) Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости, свойствах ферментов, рефлекторной регуляции пищеварения, строении и типах зубов.

Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся осмысления учебного материала (фактического и дополнительного), навыков частично-поисковой деятельности, умение работать в группах, формируя культуру общения, умение вести диалог, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, адекватно оценивая себя и окружающих. Работать в заданном темпе.

Воспитательные: Воспитывать уважение к интеллектуальному труду, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта и профилактикой зубных болезней, воспитывая чувства ответственности за свое здоровье.

Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.

  • Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.

  • Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную работу). Основные понятия и идеи (особенности строения ротовой полости, функции слюнных желез, зубов и языка) формируются именно в ходе их проведения.

  • Выделение объекта прочного усвоения произведено при подведении итога изучения новой темы, в виде краткого вывода с помощью различных приемов РКМ и при закреплении изученного материала. Это позволило не потеряться в достаточно большом объеме информации, представленном на уроке.


Приёмы технологии РКМ: «Письмо по кругу», «Верите ли вы?», «Инсёрт», «Кластер».

Методы: частично-поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

  • Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.

  • Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.

  • Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную работу). Основные понятия и идеи (особенности строения ротовой полости, функции слюнных желез, зубов и языка) формируются именно в ходе их проведения.

  • Выделение объекта прочного усвоения произведено при подведении итога изучения новой темы, в виде краткого вывода с помощью различных приемов РКМ и при закреплении изученного материала. Это позволило не потеряться в достаточно большом объеме информации, представленном на уроке.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная


Для раскрытия главного материала были использованы три основные группы методов:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Словесные методы обучения –разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся посредством слушания, запоминать, осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.

- Наглядные методы обучения (рисунки, схемы, собственное тело, лабораторный опыт), обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.

- Практические методы обучения. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;

- создания на занятии ситуаций значимости изучения нового материала (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние)

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:

- методы устного контроля, который осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях.

Считаю, что данные методы рационально применимы, так как:

материал носит теоретико - информационный характер;

содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде;

содержание темы включает практические упражнения, проведение исследования собственного организма.

По своему составу класс не требует дифференцированного обучения.

Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной работы при помощи различных приемов РКМ (контроля за выполнением вышеупомянутых работ), оценки деятельности обучающихся.

Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода) и при помощи приема «Верите ли вы?» и «Инсерт».

Работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем состоялся. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.

Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации.

Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.


Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД: Формирование бережного отношения к собственному здоровью, формирование осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;


Метапредметные: умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом, тестами, умение наблюдать, делать выводы.


Предметные: знать особенности строения и пищеварения в ротовой полости, иметь представление о биологии как науки тесно связанной с медициной, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.


Рефлексия – самоанализ, закрепление материала. 


Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии – «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия, реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе хороший. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито на должном уровне, оценки одноклассникам выставлены объективно.