СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты художественного слова. Урок русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Секреты художественного слова. Урок русского языка в 6 классе»

Секреты художественного слова

Урок русского языка в 6 классе

Средства обучения

1. Наглядный материал.

1. Таблица «Тропы «

2. Плакат – кроссворд

.Назовите вид тропа, ис­пользованного в тексте.



1









2











3











4



























2. Дидактический материал.

Карточки: текст с пропущенными эпитетами и план анализа текста для са­мостоятельной работы.

I. А.Фет

... картина.

Как ты мне родна:

... равнина,

... луна,

Свет небес...,

И... снег.

И саней...

... бег.

(Чудная, белая, полная, высоких, бле­стящий, далеких, одинокий.)

П. Зимний день

Мороз и солнце! Под нога­ми скрипит... снег. Украсил... веточку... снегирь. В воздухе мелькают... снежинки.... иней опушил... березку, словно.... Впереди Новый год — празд­ник....

План анализа стихот­ворения

1. Ритмический рисунок. Метр, размер, рифма в строфе, риф­ма в стихе.

2. Композиция текста.

Строфы, микротемы, ключевые слова.

  1. Художественные образы.

  2. Тропы и их роль в тексте. Олицетворение, эпитет, гипербола,

метафора, сравнение.

5. Тема и идея стихотворения.

Вспомогательный материал

Жетоны, индивидуальные листы учета.

Лист учета. Ф. И.

Задание Самооценка

  1. Повторение

  2. Домашнее задание

  3. Тренировка

  4. Работа в группе

  5. Итоговая за урок

  6. Количество жетонов

Подготовка к уроку. Домашнее задание.

  1. Устное задание для класса: повто­рить материал о тропах, о художествен­ном стиле речи.

  2. Письменное задание для класса. Обнаружить в тексте тропы, объяснить их роль.


  1. ряд. Ф.Тютчев. «Неохотно и несме­ло...».

  2. ряд. А.Майков. «Осень».

III ряд И. Никитин «Встреча зимы».

3. Индивидуальные задания.

а) Выразительное чтение наизусть
стихотворения Я.Полонского «По го­
рам...»

б) Сообщение о художественном сти­
ле речи по учебникам русского языка
(под ред. М.М.Разумовской и П.А.Лекан-
та, 2005, для V и VI классов).

Оформление доски

Тема. Секреты художественного слова.

Задача. Знать изобразительно-выра­зительные средства языка. Уметь находить тропы в тексте, определять их роль, использо­вать тропы в своей речи.

Рядом на стене висят таблица «Тро­пы» и плакат с кроссвордом.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности

У поэтессы Н.Матвеевой есть та­
кие слова в стихотворении «Окраина»:

Летняя ночь была

Теплая, как...

Какое здесь, по-вашему, сравнение? (Зола.)

П. Целеполагание

Сегодня мы повторим все, что зна­
ем о средствах художественной изобра­
зительности, будем продолжать учиться
находить тропы в тексте и определять их
роль, а также использовать тропы в сво­
ей речи.

У каждого из вас есть лист учета. В те­чение урока выставляйте себе оценку за работу на каждом этапе. За каждый пра­вильный ответ вы получите жетон. В конце урока в листе учета отметите их количество. У вас за урок будет до 5 оце­нок.

III. Планирование деятельности

На уроке будут разные формы ра­боты. Мы поработаем вместе, в группах, индивидуально. Кто хочет получить зада­ние для самостоятельной работы? для ра­боты в паре?

IV. Повторение опорных знаний и умений

Фронтальная и индивидуальная фор­мы.

Цель — актуализировать опорные зна­ния и умения, выявить правильность вы­полнения домашнего задания, пробелы в знаниях

/. У доски.

а) Один ученик кратко обозначает

ре­чевую ситуацию художественного стиля:


1 — много

О/о

воздействие

б) Ученик, выполнявший индивиду­
альное задание, записывает план сооб­
щения о художественном стиле.

2. Кроссворд.

Фронтальная работа: определить вид тропа в тексте. Проводит ученик.

1. А потом пронесся легкий шум, то­
ропливый, радостный и влажный. (Эпи­
тет.)

2. Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает все крыльцо.

(Гипербола.)

  1. Ночью сквозь шорох дождя паро­ход прокричал четыре раза. (Олицетво­рение.)

  2. В саду горит костер рябины крас­ной. (Метафора.)

5. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор. (Сравнение.)

3. Опрос.

Какова речевая ситуация художест­
венного стиля? (На доске.)

4. Подготовленное сообщение о худо­
жественном, стиле речи.

Оцените план этого сообщения (на доске).

Дайте определение каждого тропа в кроссворде и приведите свой пример.

Поставьте себе оценку за повторе­ние.

5. Проверка письменного домашнего
задания.

Форма мини-урока. Ученик-консуль­тант читает письменную работу, ряд про­веряет, задает вопросы.

Пока работает один ряд, в двух других по памяти выписывают эпитеты из сти­хотворения Лермонтова «Парус».

Поставьте себе оценку за письмен­
ное домашнее задание.

V. Тренировочные упражнения на репродуктивном уровне.

1. Проверка задания по «Парусу».

Назовите эпитеты из «Паруса»
Лермонтова. Почему именно такие при­
лагательные использовал автор ?

2. Игра «Закончи стихотворение».

— Устно закончите строчки стихотво­
рения подходящими по рифме сравнени­
ями.

Н.Матвеева «Она умеет превращаться».

Смотри! Полосатая кошка

На тумбе сидит, как (матрешка)!

Но спрыгнет — и ходит, как щука.

Рассердится — прямо (гадюка)!

Свернется — покажется шапкой,

Растянется — выглядит (тряпкой).

Похожа на всех понемножку.

А изредка — даже на (кошку).

Вероятно, труднее всего

Превратиться в себя самое.

3. Игра «Кто быстрее?»

Соревнование по рядам. Ученик вы­разительно читает наизусть стихотворе­ние Я.Полонского «По горам...».

Откройте учебник литературы (ав­тор-составитель В.П.Полухина. — М., 2005, с. 303), найдите в тексте тропы. Кто быстрее?

А теперь объясните смысл исполь­зования некоторых тропов в тексте. По­ставьте себе оценку за тренировку.

VI. Упражнения творческого характера (на продуктивном уровне)

На каждом ряду 2 группы по 4 или 5 человек.

Распределите в группе роли: орга­
низатор, секретарь, генератор идей,
скептик.

Несколько человек не всегда хотят ра­ботать в группе. Они получат индивиду­альные задания-карточки с текстами стихотворений и планом анализа текста.

1. Первая, третья, пятая группы. Игра
«Соревнование с поэтом». Дети получа­
ют карточки со стихотворением Фета (с
пропусками).

Введите в стихотворение свои эпи­
теты.

2. Вторая, четвертая, шестая группы.
Игра «Я — писатель!» Дети получают
прозаический текст на карточках «Зим­
ний день» (с пропусками).

Введите в текст различные тропы.

  1. Если хватит времени, то группы об­мениваются заданиями.

  2. Отчет групп.

Группы читают свои варианты сти­хотворения.

Учитель читает стихотворе­ние Фета. Предлагает сравнить.

Группы читают свои варианты текста «Зимний день».

Какой понравился? Почему?

По­ставьте себе оценку за работу в группе.

VII. Подведение итогов

Исправьте ошибки в определениях.

Сравнение — это когда одно сравнивает­ся с другим.

Эпитет — это когда красивый признак предмета точно назван.

Метафора — это сравнение.

VIII. Рефлексия

Самоанализ деятельности ученика на уроке.

Поставьте себе итоговую оценку и обоснуйте ее. Запишите количество же­тонов. Лист учета сдать учителю.

IX. Домашнее задание (на выбор)

1. Сочинение в художественном сти­ле «Скоро Новый год».

2. Анализ стихотворения Тютчева «Листья».















9