СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья - волшебный символ жизни

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья - волшебный символ жизни»


Конспект открытого занятия

«Семья – волшебный символ жизни».


Форма проведения: Интегрированное занятие.


Цель: Формирование у воспитанников представлений о благополучной семье, ее функциях и значении в жизни человека.


Задачи:

  • Образовательные:

  • Способствовать углублению представлений воспитанников о понятии семья, семейных ценностях и традициях;

  • Акцентировать внимание воспитанников на важность и умения находить компромиссы, правильно разрешать конфликтные ситуации для сохранения семьи.


  • Развивающие:

  • Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания;

  • Развивать желание  задуматься о семейных ценностях;


  • Воспитательные:

  • Воспитывать качества, необходимые для создания в будущем счастливой, полноценной семьи;

  • Воспитывать чувство гордости за принадлежность к малому отечеству, семье.


Методы: словесный – беседа, творческий – чтение стихов, создание ромашки с пожеланиями; игровой – игра «составь из данных фрагментов пословицу о семье, наглядный – подготовка выставок рисунков и художественной литературы по данной тематике……


Оборудование: фотографии, рисунки детей, раздаточный материал (кирпичики с определениями, пословицы, заготовки для ромашки), анкеты, листы бумаги, ручки, маркеры, шары, раскраски, ноутбук с записями песен по обсуждаемой теме, призы для участников, продукты для чаепития.


Предшествующая работа: Подготовка театрализованной постановки, заучивание стихов, предварительные беседы с детьми по данной теме.


Место проведения: актовый зал.


Длительность занятия: 1 час.


План занятия:

  1. Вступление.

  2. Психологический настрой на работу.

  3. Творческое задание «Мой дом – моя крепость».

  4. Творческая работа «Ромашка».

  5. Игра «Собери пословицу».

  6. Игра «Мой дом».

  7. Анкета для старшеклассников «Правовая грамотность».

  8. Чтение стихов.

  9. Ситуативное задание «Разреши конфликт».

  10. Театрализованная постановка.

  11. Рефлексия.

  12. Итог занятия.

  13. Семейное чаепитие.


1 . Вступление. Задачи социализации в юношеском возрасте, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и профессиональным самоопределением. Создание семьи – одна из жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.


Недалёк день, когда наши подопечные вступят в брак, станут мужем и женой, отцом и матерью, воспитателями своих детей. Но все ли подготовлены к этому? Понимают ли, какой глубокий поворот совершается в жизни? Хорошо и правильно ли осведомлены они о том, что такое брак, семья, любовь, ответственность за другого человека? Все ли подумали, на какой материальной базе будут строить жизнь молодой семьи? Обо всём этом нужно знать. Знать, чтобы быть в жизни счастливым и успешным…


«Какой будет моя будущая семья?» – очень популярный вопрос среди молодежи. Многие начинают задаваться им уже с ранних лет. С возрастом, конечно же, это мнение у всех несколько изменяется, перерастает в более крепкое и сознательное понимание всей важности семьи для человека. А у некоторых мечты и планы о создании семьи отходят куда-то на задний план, а порой и совсем забываются.


2. Психологический настрой на работу.

В станьте в круг, расслабьтесь, медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до солнца. Возьмите солнечный лучик и бережно перенесите в своё сердце. В сердце появилась маленькая звёздочка. Скажите: «Любовь». Звёздочка увеличилась. «Добро» - стала ещё больше. «Радость» - ещё больше, «Здоровье» - стала большой, как солнышко. Оно несёт тепло всем. Возьмите это тепло и подарите нашим гостям. (Дети садятся).


15 мая в России отмечался Международный День Семьи. Ребята, сегодня у нас с вами не просто занятие, сегодня у нас с вами пойдёт разговор о будущем. Вскоре вам предстоит другая жизнь, вне школы, т. е. ваша взрослая жизнь. Вот об этом мы сегодня и будем говорить.


3. «Мой дом – моя крепость» - гласит английская пословица. Как вы понимаете эту пословицу? (высказывания детей).


Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники. Но есть ценности, которые остаются вечными. Дом – это крепость, это мир, где царят бескорыстие, преданность, радость, уют, тепло и душевный покой. Дом – это то место, куда хочется возвращаться, где тебя всегда ждут. Даже у животных и птиц есть свой дом, своя семья.


Д авайте, и мы с вами попробуем построить будущий дом своей семьи, а назовём мы его «Дом счастья» – дом состоящих из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения». Но для того, чтобы нам построить дом, необходимы кирпичики. Из предложенных вам кирпичиков вы выберите самые необходимые, которые нужны нашему дому.

(Детям предлагаются кирпичики со словами: традиции, сотрудничество, скандалы, дружба, лень, труд, здоровье, болезнь, чистота, грязь, понимание, безразличие, уважение, оскорбление, любовь, злость.) 

Дети выбирают нужные кирпичики и по очереди объясняют, почему они выбрали тот или иной кирпич. Педагог, так же дает определение каждому понятию (из выбранных кирпичиков строится дом).


«Традиции». Это то, что перешло от одного поколения к другому. В каждой семье существуют свои традиции. И если их не соблюдать, то в семье не будет праздников, подарков, веселья.


Следующий кирпичик «Сотрудничество».  В семье должно быть взаимное уважение взрослых и детей. Уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество.


Обязательное условие для счастья семьи в каждом доме кирпичик «Дружба».  Дружба воодушевляет и окрыляет, даёт каждому почувствовать себя счастливым.

Каждому дому просто необходим кирпичик «Труд». Любовь к труду прививается с детства. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком.


«Здоровье» - одна из важнейших жизненных ценностей. «Всё в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов семьи.


Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремиться к прекрасному, недаром эстетика зародилась 2500 лет назад.


Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме, нужен элементарный порядок.


К ирпичик «Понимание». Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастье нашему дому нужно «Понимание». Счастье - это когда тебя понимают.


Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение».  Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям. Это главное требование взаимоотношений между людьми и будущими членам семьи.


Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.


Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Счастливая семья». Вот мы и построили дом. Мы хотим пожелать каждому из вас построить в будущем такой же счастливый дом своей семьи.


Ребята, а вы знаете, что является символом семейного счастья? (ответы детей). Символом семейного счастья принято считать ромашку.


4. Творческая работа «Ромашка»: Сейчас я раздам вам лепестки ромашки. И на них вы напишите, что вы ещё хотели бы видеть в вашей будущей счастливой семье. Может – быть, что – то мы не заложили в этот дом, а вам очень бы хотелось видеть это в вашем будущем доме. (Дети выполняют задание, и выкладывают цветок ромашка.) 



5. Игра «Собери пословицу»:

- Дом вести - не …(бородой трясти)

- Дом построить - не… (шапку на голову одеть)

- В гостях хорошо…(а дома лучше.)

- Каково на дому… (таково и самому)

- Семья крепка… (ладом)

- Семья вся вместе - …(душа на месте)

- При солнце тепло, при ….(родителях хорошо!)

- В семье любовь да совет…(так и нужды нет)

- Кого в детстве воспитаешь на того… (в старости и обопрешься!)

- На что клад, коли в семье лад.


6 . Игра «Мой дом»: Задание: надуть воздушный шарик (это – дом), обставить мебелью (нарисовать маркером).


7. Анкета для старших воспитанников: «Правовая грамотность». Мы предлагаем старшим ребятам проверить свою правовую грамотность и заполнить анкету. А пока старшие дети заполняют анкету. Мы послушаем стихи, которые подготовили для нас младшие ребята.


1. Какой брак считается зарегистрированным:

  • заключенный в церкви;

  • при совместном проживании более 3-х лет;

  • зарегистрированный в ЗАГСе.


2. Брачный возраст в России определен:

  • 14 лет;

  • 18 лет;

  • 20 лет.


3. Брак не может быть заключен между:

  • мужчиной и женщиной с большой разницей в возрасте;

  • лицами без определенного места жительства;

  • близкими родственниками.


4. Согласно принципам семейного права:

  • главой семьи является мужчина;

  • главой семьи является женщина;

  • супруги обладают равными правами.


5. Брачный договор - это…

  • соглашение лиц, вступающих в брак, определяющие личные права и обязанности супругов;

  • соглашение лиц, вступающих в брак, определяющие имущественные и личные права и обязанности супругов;

  • соглашение лиц, вступающих в брак, определяющие имущественные права и обязанности супругов.


6. Имеющим юридическую силу является брачный договор:

  • заключенный устно в присутствии родственников обоих сторон;

  • составленный письменно по желанию одного без согласия другого;

  • составленный письменно по согласию двух сторон, удостоверено нотариально.


7. Муж и жена серьезно поссорились, и жена ушла жить к своим родителям. Так они живут на протяжении нескольких лет. Брак является расторгнутым, муж и жена в разводе?

  • да;

  • нет.


8. Чтение стихов.



Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!



Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!



Семья – семь нот волшебных песни, 
Чтоб солнца свет не гас чудесный, 
Семья – душа любой страны, 
В ней все достоинства видны, 
Иначе жить никак нельзя! 
Пусть будет счастлива семья!



Семья – людей святой оплот,

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе –

Семья, святой поклон тебе!


9. «Разреши конфликт». К сожалению, в каждой семье не бывает всегда все гладко. Между супругами и другими членами семьи случаются конфликты, но достойно решить их удается не всем, иногда недостаёт житейской мудрости. Так большая часть причин развода являются именно неумение разрешать конфликтные ситуации в семье.


Конечно, без конфликтов не обойтись, но главное – правильно их разрешить. Поэтому следующее задание, ситуативное, и называется «Разреши конфликт». Задание из слов - помощников составить две цепочки разрешения конфликта, как конфликт разрешается правильно и как неправильно.

1.Несогласие – недовольство – противодействие – агрессия - разрыв отношений.

2.Несогласие – умение слушать – компромисс – понимание – согласие.


Ну а теперь от теории перейдем к практике. Давайте разделимся на 2 группы, и каждая получит по заданию - ситуации. (Задача разрешить ситуации с положительным исходом.)


• Супруги хотели купить новую стиральную машину, а муж неожиданно приобрел музыкальный центр.

• Муж хотел заменить деталь в машине, а жена потратила деньги на новую сумочку.


Помните, что из самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позицию своего близкого человека, понять его, прислушаться и найти компромисс.


10. Театрализованная постановка.


11. Рефлексия. И в заключении нашего занятия мы приготовили для вас «Рецепт семейного счастья» и хотим с вами поделиться.


«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры. Всё очень хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».


Ребята, скажите, было ли полезным наше занятие?
Закончите, пожалуйста, предложение «Я понял, что…»

Дом – это очаг. Это начало всех начал.

В нём важно поддерживать тепло,

Чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.


Мы сегодня много говорили о семейных ценностях и традициях. Но, наверное, одна из самых древних традиций, существовавшая в русских семьях – сбор семьи за столом к ужину или обеду, или же просто к чаепитию. При этом важно, чтоб стол был накрыт чистой скатертью, а на столе стояли всеми любимые кушанья. Русский народ издавна славился своим гостеприимством.


ГОСТЕПРИИМСТВО


Из каких слов оно образовано? (гостей принимать)

Любите ли вы гостей принимать?

А умеете это делать?

Как бы вы подготовились к встрече гостей?


Убрать разбросанные вещи

Помыть полы

Снять домашний халат

Разбросать фантики от конфет

Рассыпать карандаши

Сервировать стол

Закрыться и отключить телефон

Поставить цветы в вазу


Задание: выберите те варианты дел, которые необходимо сделать перед встречей гостей.


12. Итог занятия:

Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда вы станете дружной семьёй, в которой будут царить любовь и взаимопонимание.


Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие,

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века -

Храни огонь родного очага.


13. Семейное чаепитие.





Список используемой литературы:


1. Бадирова З.А., Козлова А.В. Классные часы и беседы для девушек. Творческий центр. Москва 2004.

2. Горбунова Л.П. Наш семейный очаг: литературный вечер, посвященный семье и семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2010.

3. Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007

4. Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.

5. Витек К. Проблемы супружеского  благополучия.- М.:Прогресс, 2008.

6. Шнейдер Л.Б. Основы семейной  психологии -М.:Издательство  Московского психологосоциального института, 2006.

Электронные источники:

  • http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/23/sotsialno-pedagogicheskaya-reabilitatsionnaya-programma-po

  • https://infourok.ru/programma-vospitanie-semeynih-cennostey-1051416.html

  • http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/01/30/semya-i-semeynye-tsennostiiz-opyta-raboty.