Как устроена система образования
Образовательные организации – главное звено системы образования
Система образования – это детские сады, школы, колледжи и техникумы, вузы и различные учебные центры. Основная цель их работы – дать человеку знания и навыки для жизни и труда. Каждую такую организацию называют ступенью образования: в детском саду ребенок получает знания и навыки, без которых невозможно учиться в школе, а в школе его подготавливают к учебе в колледже, техникуме или вузе (рисунок).
Из каких ступеней состоит образование
Образовательные организации, сокращенно ОО, – главное звено системы образования. Они проводят учебно-воспитательную работу по специально разработанным программам, планам и правилам. Образовательные организации бывают трех видов – государственные, муниципальные и негосударственные.
Государственные организации. Подчиняются федеральным и региональным властям. Получают финансирование из федерального или регионального бюджета, за счет которого и оказывают образовательные услуги. Государство гарантирует, что дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование человек может получить бесплатно (п. 2 ст. 43 Конституции). Учиться в вузе тоже можно за счет бюджета, но для этого надо успешно пройти конкурс.
Если государственные ДОО бесплатны, почему родители все равно платят
Государство гарантирует бесплатное образование, однако не берет на себя обязанности родителей по заботе о детях. Поэтому расходы по присмотру и уходу несут родители. Размер платы определяет учредитель детского сада (ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Государственные ОО вправе вести платную деятельность и получать от этого доход. Например, речь о платных кружках и секциях, театральных студиях. Подробнее о финансах образовательных организаций будем говорить в пятом модуле этой программы. Вы узнаете, на что можно и нельзя тратить бюджетные деньги, научитесь планировать и внедрять платные образовательные услуги, сотрудничать со спонсорами, которые могут помочь организации материально.
Муниципальные организации. Подчиняются муниципальным, или местным, властям и получают финансирование от муниципалитета. Работают по той же схеме, что и государственные организации.
Кто вправе управлять муниципальной организацией
1. Городской округ.
2. Городское поселение.
3. Муниципальный район.
4. Сельское поселение.
5. Территория города федерального значения.
Негосударственные организации. Подчиняются учредителю не из числа представителей власти – частному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Оказывают образовательные услуги за свой счет. Чтобы окупить расходы, устанавливают плату за обучение: ее размер определяют самостоятельно.
Некоторые затраты частные образовательные организации вправе профинансировать за счет бюджета. Что для этого нужно и на какие суммы можно рассчитывать, узнаете из пятого модуля этой программы.
Еще четыре звена системы образования
Как мы уже говорили, образовательные организации – это главное звено системы образования. Их называют участниками образовательных отношений. К участникам также относят учеников и их родителей, педагогов. Но у системы образования есть еще четыре звена. Разберем их далее.
Образовательные стандарты, требования и программы. Это нормативные документы, которые регламентируют процесс обучения на всех ступенях образования. Что это за документы, смотрите в таблице.
Какие бывают образовательные стандарты, требования и программы
Вид документа | Что содержит | Кто утверждает |
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) | Требования к обучению, которые обязаны соблюдать все ОО, в том числе частные | Минпросвещения |
Федеральные государственные требования (ФГТ) | Требования к обучению по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства и спорта | Минпросвещения, Минкультуры, Минздрав и другие ведомства исполнительной власти |
Образовательные стандарты | Требования, по которым ОО разрабатывают свои образовательные программы и работают по ним | Вузы, которые перечислены в Указе Президента от 09.09.2008 №1332. Например, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ |
Образовательные программы | Цели, задачи и планируемые результаты обучения, процесс работы педагогов с теми, кто учится | Образовательная организация |
Ведомства, которые контролируют сферу образования. Это могут быть как федеральные, так и региональные и муниципальные власти. Они же являются учредителями образовательных организаций. Подробнее о том, кто может быть учредителем ОО, разберем в следующей теме этого модуля.
Организации, которые обеспечивают образовательную деятельность и оценивают качество образования. Это научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции и т. п. Их задача – следить, чтобы в образовательных организациях хватало ресурсов для деятельности и качество обучения не снижалось.
Объединения. В эту категорию входят различные объединения юридических лиц и работодателей, а также общественные объединения. Например, Ассоциация образовательных организаций высшего образования. Объединения позволяют их участникам обмениваться полезной информацией, которая нужна для работы, и делиться опытом.
Самое важное
Система образования – это пять ступеней обучения. На каждой ступени человек получает знания, которые позволят ему перейти на уровень выше.
Частные ОО оказывают образовательные услуги за свой счет, но государство их все равно контролирует.
Работать по ФГОС обязаны все образовательные организации – как государственные и муниципальные, так и частные.
Какие бывают образовательные программы и кто их разрабатывает
Что такое образовательная программа и из чего она состоит Образовательная программа – это комплект документов, в которых расписаны цели, задачи и планируемые результаты обучения. По образовательным программам педагоги выстраивают весь процесс работы с обучающимися – дошкольниками, школьниками, студентами и слушателями. Это вы наверняка знаете и без нас. Но ваши коллеги путаются в документах, которые нужно включать в любую образовательную программу. Это затруднение легко разрешить, если иметь перед глазами рисунок (см. ниже).
Что включить в образовательную программу
С 1 июля 2020 года дополнительно в школьных образовательных программах можно будет отражать информацию насчет практической подготовки учеников (Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Это необязательно, к тому же практику проводят не все школы. Но если у вас она есть, удобно отразить этот блок в программе, чтобы все сведения об учебном процессе были в одном документе. Если решите так и сделать, в мае-июне 2020 года поручите своим заместителям обновить образовательные программы начального, среднего и общего образования, а также дополнительные программы.
На какие категории делят образовательные программы Образовательные программы бывают двух категорий – общеобразовательные и профессиональные. Их можно разделить на основные и дополнительные программы.
Основные общеобразовательные программы. Сюда входят программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, которые должны быть в любых детских садах и школах. Именно по этим программам педагоги дают детям основные знания и навыки, которые нужны для перехода на следующие ступени образования.
Дополнительные общеобразовательные программы. Включают программы для развивающего и предпрофессионального обучения детей. Школы и детские сады сами решают, разрабатывать ли такие программы, и если да, то какие именно.
Чему можно учить детей по дополнительным программам
Развивающие программы. Предполагают обучение детей во внеурочное время. Например, в секциях по баскетболу, настольному теннису или шахматам, в театральной студии или в творческих кружках.
Предпрофессиональные программы. Направлены на развитие талантов одаренных детей. Например, в области спорта.
Основные профессиональные программы. Это программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Предполагают подготовку рабочих, служащих, специалистов среднего звена в колледжах и техникумах. В вузах по этим программам учат бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов и ординаторов. Иметь основные профессиональные программы должны все колледжи, техникумы и вузы.
Дополнительные профессиональные программы. Сюда входят программы повышения квалификации и профпереподготовки. По этим программам получают дополнительные знания специалисты, которые уже имеют среднее профессиональное или высшее образование.
Где учат по дополнительным профессиональным программам
По дополнительным программам работают различные учебные центры. Например, Школа Менеджера образования, которая обучает руководителей образовательных организаций и педагогов. Здесь большой выбор курсов повышения квалификации и переподготовки – более 40 программ, которые можно пройти дистанционно без отрыва от работы. По итогам обучения и успешной сдачи финального тестирования каждый участник получает удостоверение или диплом установленного образца. Подобрать программу для профессионального развития можно на сайте seminar.ru.
На что опираться при разработке образовательной программы Как вы уже знаете, образовательные организации самостоятельно составляют и утверждают программы, по которым будут работать педагоги. Все основные программы разрабатывайте на основе ФГОС и примерных образовательных программ. Примеры найдете на сайте fgosreestr.ru.
Какие образовательные программы можно найти на сайте fgosreestr.ru
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования.
2. Примерные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.
3. Примерные адаптированные образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
Дополнительные основные программы разрабатывайте на основе ФГОС. Шаблонов на сайте fgosreestr.ru не найдете, так как внеурочное обучение каждая образовательная организация продумывает самостоятельно. Специальных требований к содержанию такого обучения нет, поэтому достаточно соблюдать основные требования федеральных стандартов образования. Предпрофессиональные программы разрабатывайте на основе ФГОС и федеральных государственных требований (ФГТ).
Самое важное Общеобразовательные программы разрабатывайте самостоятельно. Ориентируйтесь на шаблоны, которые выложены на сайте fgosreestr.ru.
Вы не обязаны обучать детей по дополнительным программам во внеурочное время. Делайте это, если позволяют ресурсы.
По профессиональным программам работают вузы и специализированные учебные центры. Вам эти программы разрабатывать не нужно.
Кто и как управляет сферой образования
Кто и как управляет школами и ДОО на федеральном уровне Школы и детские сады находятся под контролем Минпросвещения. Это министерство вырабатывает государственную политику в сфере общего и дополнительного образования детей, профессионального образования педагогов (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Задача Минпросвещения – следить, чтобы государственные ОО оказывали основные образовательные услуги бесплатно, соблюдали права детей и педагогов.
Так как государственные школы и детские сады получают финансирование из бюджета, их траты контролируют отдельные федеральные ведомства. Это:
– Федеральное казначейство;
– Рособрнадзор;
– Счетная палата.
Федеральные ведомства не напрямую контролируют деятельность школ и детских садов. Свои управленческие полномочия они передают региональным властям и выделяют на это специальное финансирование – субвенции. О тратах за счет субвенций региональные власти ежеквартально отчитываются в Рособрнадзор. Кроме того, они уведомляют Рособрнадзор обо всех нормативных актах, которые разработали для школ и детских садов.
Как регионы контролируют сферу образования, читайте далее.
Кто и как управляет школами и ДОО в регионах Наименования ведомств, которые управляют сферой образования в регионе, могут различаться. Все зависит от конкретного региона.
Как может называться ведомство, которое следит за образованием
в регионе
1. Департамент образования и науки.
2. Комитет образования, науки и молодежной политики.
3. Региональное министерство образования.
Главная задача региональных властей – развивать сферу образования в регионе и отслеживать, чтобы школы и сады работали по ФГОС. Полномочия региональных властей перечислены в статье 8 Закона № 273-ФЗ. Основные полномочия разберем на рисунке 1.
Рисунок 1. Чем занимаются власти региона, которые управляют сферой образования
Как управляют образованием местные власти Местные власти – это районные департаменты и комитеты образования, местные администрации и т. п. Их основная задача – следить за социально-экономическими условиями, в которых работают школы и ДОО. Полномочия этих ведомств перечислены в статье 9 Закона № 273-ФЗ. Основные полномочия разберем на рисунке 2.
Рисунок 2. Чем занимаются местные власти, которые управляют сферой образования
Кто может быть учредителем образовательной организации
Кто выступает учредителем в сфере образования
Учредители школ и детских садов, которые получают деньги из бюджета, – это региональные или местные власти. В частных школах и ДОО учредителем может быть и физлицо.
Учредитель напрямую не управляет образовательной организацией – этим занимается директор или заведующий. Но он вправе влиять на работу руководителя и на деятельность организации в целом. Руководитель должен подчиняться учредителю, чтобы избежать увольнения. Ведь именно учредитель выступает работодателем руководителя школы или детского сада.
Какие полномочия есть у учредителя
Полномочия учредителя регулируют Гражданский кодекс и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». Их можно разделить на организационные, учебные, финансово-имущественные и трудовые (см. таблицу).
Чем занимается учредитель школы или детского сада
Что делает | Как делает |
Организационные полномочия |
Создает, реорганизовывает и ликвидирует ОО | Для создания или реорганизации издает распорядительный акт – приказ, решение и т. п. Для ликвидации формирует ликвидационную комиссию и уведомляет о начале процедуры регистрирующую налоговую инспекцию |
Утверждает устав и изменения к нему | Отражает в уставе, кто управляет ОО, на каких полномочиях и в какие сроки |
Согласовывает программу развития | Проверяет, какие направления развития, цели и задачи запланировал руководитель ОО. Сообщает, что надо поправить, а если все в порядке, – одобряет распорядительным актом |
Учебные полномочия |
Разрешает прием школьников более раннего или позднего возраста | Сообщает, согласен ли принять в школу ребенка, который младше 6,5 и старше 8 лет. Детей от 6,5 до 8 лет принимают в школу без ведома учредителя |
Определяет, какие классы или группы будут в ОО, с какой численностью детей | Утверждает правила зачисления детей в ОО, составляет перечень льготных категорий детей |
Обеспечивает подвоз детей к школе или ДОО | Выделяет деньги на бесплатную перевозку детей, если ОО находится в одном поселении, а дети живут в другом |
Обеспечивает перевод детей в другую школу или ДОО | Решает, куда можно перевести детей, если они больше не могут учиться там, где учились. Например, если у ОО аннулировали лицензию |
Финансово-имущественные полномочия |
Передает организации имущество | Подписывает с ОО документы, которые позволяют ей пользоваться движимыми или недвижимыми активами |
Утверждает государственное или муниципальное задание | Проверяет, какие услуги будет оказывать ОО, и сколько нужно для этого денег. Выделяет финансирование из бюджета |
Устанавливает плату за присмотр и уход | Решает, сколько денег будут платить родители за услуги по присмотру и уходу за детьми. Определяет льготные категории семей |
Утверждает правила оформления плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) | Например, может потребовать, чтобы руководитель школы или сада согласовал ПФХД с главным распорядителем бюджетных средств. Утверждает ПФХД руководитель образовательной организации |
Одобряет сделки бюджетного и казенного учреждения | В казенном учреждении проверяет любые сделки. В бюджетном – крупные или с конфликтом интересов |
Проверяет финансовую отчетность | Смотрит ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о самообследовании |
Контролирует имущество при реорганизации и ликвидации ОО | Утверждает передаточный акт и ликвидационные балансы |
Трудовые полномочия |
Принимает на работу руководителя ОО | Решает, по срочному или бессрочному договору принять руководителя. Принимает решения о дисциплинарных взысканиях, переводе и увольнении руководителя |
Решает вопросы аттестации руководителя | Определяет правила и сроки аттестации руководителя школы или ДОО |
Как получить лицензию, чтобы оказывать образовательные услуги
Кому и когда нужна лицензия на образовательную деятельность
Итак, без лицензии нельзя работать по программам дошкольного, начального, основного или среднего общего образования (п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства от 28.10.2013 № 966). Речь об основных и дополнительных программах. Для работы в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного образования также нужна лицензия.
Нужна ли лицензия филиалу образовательной организации
Отдельная лицензия не требуется, но надо оформить приложение к лицензии головной организации (ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ведь лицензируют любую образовательную деятельность по каждому месту, где ее ведут.
Получать лицензию не надо, если планируете проводить разовые лекции, мастер-классы и консультации. В этом случае вам не придется разрабатывать образовательные программы, значит, и лицензировать будет нечего (ч. 2 ст. 91 Закона № 273-ФЗ).
Нужна ли новая лицензия, если образовательная организация переезжает
Нет, новая лицензия не нужна, так как этот документ действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Но в связи с переездом и сменой фактического адреса в лицензию нужно внести корректировки. Этот процесс называют переоформлением лицензии. Как переоформить документ и в каких ситуациях, кроме переезда организации, это еще нужно сделать, разберем в следующем уроке.
Каким требованиям должна отвечать организация, чтобы получить лицензию
Лицензию выдают не всем, кто решил оказывать образовательные услуги. Для работы в сфере образования нужно соответствовать особым требованиям (пп. 4, 5 Положения, утв. постановлением № 966, ст. 12, 18, 28, 37, 41, 46, Закона № 273-ФЗ, п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Сохраните себе памятку 1 на случай, если придется самостоятельно оформлять лицензию. Сможете проверить, все ли есть у организации, чтобы получить официальное разрешение на образовательную деятельность.
Памятка 1. Что должно быть у организации, если она хочет заниматься образованием
Возможно, уже после получения лицензии организация перестанет соответствовать каким-либо обязательным требованиям. В таком случае лицензию могут отозвать, но сначала проведут проверку. Например, во время ежегодной приемки представители Рособрнадзора оценят, точно ли условия школы или ДОО безопасны для детей, а у педагогов есть необходимая квалификация. Если проверяющие найдут нарушения, организация получит предписание о том, что их необходимо устранить. Не игнорируйте требование проверяющих, иначе у них появится повод отозвать лицензию.
Без лицензии заниматься образованием нельзя. Иначе есть риск, что организацию оштрафуют на 250 тыс. руб., а руководителя – на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.20 КоАП).
Как получить лицензию
Вы убедились, что у организации есть все необходимое, чтобы оказывать образовательные услуги. С помощью нашей памятки собрали документы, которые подтверждают право войти в сферу образования. Теперь осталось главное – оформить лицензию. Все получится, если пройти три шага, которые разберем далее (см. рисунок).
Три шага, чтобы получить лицензию
Шаг 1. Соберите документы. Перечень бумаг, которые нужно сдать лицензиару, – в пункте 10 Положения, утв. постановлением № 966. Чтобы не открывать нормативку, сохраните памятку 2. Все копии документов, которые мы перечислили в памятке, заверьте у нотариуса (п.18 Положения, утв. постановлением № 966).
Памятка 2. Какие документы собрать, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность
Соберите в отдельную папку оригиналы документов, с которых делали копии
Документы, которые мы перечислили в памятке, будете отдавать лицензиару. Бывает, что специалисты лицензирующей организации просят оригиналы бумаг, которые им приносят в виде копий. Себе эти документы они не забирают, а просто сравнивают с копиями. Чтобы не пришлось возвращаться за оригиналами, стоит собрать их в отдельную папку и взять на оформление лицензии.
Шаг 2. Заплатите госпошлину. Оформление лицензии – это государственная услуга, за которую берут плату. Ее размер – 7500 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК). Попросите бухгалтера указать в платежке организацию-лицензиара в качестве получателя госпошлины. Напомните: если ОО оформляет несколько лицензий одновременно, по ним нужны отдельные платежки. Объединять в одном платежном поручении несколько госпошлин нельзя, возникнет путаница с оплатами (письмо Минфина от 21.05.2015 № 03-05-05-03/29362).
Шаг 3. Подайте документы и дождитесь лицензию. За лицензией обращайтесь в организацию, которая занимается лицензированием в вашем регионе (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 273-ФЗ). К примеру, это может быть региональная служба по контролю в сфере образования или региональное министерство образования.
Документы на выдачу лицензии можно подать на бумаге или в электронной форме. Если выбираете второй вариант, завизируйте сканы усиленной квалифицированной электронной подписью. Подайте их через портал госуслуг или официальный сайт лицензиара.
На то, чтобы оформить лицензию, у организации-лицензиара есть 45 рабочих дней. Документ и приложение к нему специалисты составят на защищенных от подделок бланках (утв. приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1320).
Вправе ли организация-лицензиар отказаться выдавать лицензию
Да, если в заявлении на выдачу лицензии организация укажет недостоверную информацию. Либо если организация не соответствует требованиям, которые позволяют вести образовательную деятельность. В этом случае вместо лицензии она получит письменный отказ – через представителя или по почте.
Самое важное
Оформите лицензию, если планируете работать по программам дошкольного, начального, основного или среднего образования.
Чтобы получить лицензию, соберите документы, которые подтвердят ваше право оказывать образовательные услуги.
Дождитесь выдачи лицензии: пока документа у вас не будет, оказывать образовательные услуги нельзя. Штраф – 250 тыс. руб.
В каких случаях лицензия устаревает и как ее переоформить
Переделайте лицензию в двух ситуациях Некоторые руководители уверены, что с переделкой лицензии не столкнутся, ведь документ действует бессрочно. Это заблуждение. Есть две ситуации, когда без переоформления лицензии не обойтись.
Ситуация 1. Реорганизация. Допустим, в школе или детском саду произошли организационные изменения. Лицензию на образовательную деятельность в этом случае вы не теряете, но ее нужно скорректировать (ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Какие изменения повлекут переделку лицензии, смотрите на рисунке 1.
Рисунок 1. При какой реорганизации придется переоформить лицензию
Ситуация 2. Изменения в реквизитах и услугах. Лицензию придется переоформить, если организация меняет наименование или фактический адрес. Другой вариант – сужается или расширяется перечень образовательных услуг. Например, вводите новую образовательную программу или закрываете одну из старых.
Переоформлять ли лицензию, если физического переезда не было
Адрес образовательной организации может измениться и без вашего участия. Пример: улицу, на которой находится школа или детский сад, переименовали. В этом случае организация никуда не переезжает, поэтому и переделывать лицензию не надо.
Как переоформить лицензию Оформление новой лицензии и переделка старой – два схожих процесса. Так же как и в предыдущем уроке, вам предстоит пройти три шага (см. рисунок 2). Напомним их и обратим внимание на различия.
Рисунок 2. Три шага, чтобы переделать лицензию
Шаг 1. Соберите документы. Полный перечень бумаг, которые нужны для переоформления лицензии, приведен в пунктах 15–17 Положения, утв. постановлением Правительства от 28.10.2013 № 966. Мы объединили их в памятку, чтобы они всегда были у вас перед глазами. Все копии документов из памятки заверьте у нотариуса (п.18 Положения, утв. постановлением № 966). Оригиналы нужно будет показать при подаче документов.
Памятка. Какие документы собрать, чтобы переоформить образовательную лицензию
Пакет документов для переоформления лицензии немаленький, но есть и хорошая новость. В четырех ситуациях большинство этих документов вам не понадобится. Достаточно будет заполнить заявление о переоформлении и приложить к нему оригинал старой лицензии. Поступайте так, когда:
1. прекращаете образовательную деятельность по одному из адресов;
2. закрываете одну или несколько образовательных программ;
3. меняете наименование организации;
4. переезжаете на новый адрес.
Пример
Когда для переоформления лицензии нужны всего два документа
Школа находилась по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д. 1. В октябре 2019 года она переехала в новое здание по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 5. Для переоформления лицензии руководитель школы заполнил заявление с сайта лицензирующей организации. К заявлению приложил оригинал лицензии, который надо переделать. Другие документы собирать не стал – в ситуации переезда они не нужны.
Шаг 2. Заплатите госпошлину. Переоформление лицензии – платная услуга. Будьте готовы заплатить за переделку 3500 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК). Заполняйте платежку так же, как если бы перечисляли госпошлину за выдачу новой лицензии.
Шаг 3. Подайте документы и дождитесь обновленную лицензию. За лицензией обращайтесь в организацию, которая занимается лицензированием в вашем регионе (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 273-ФЗ). К примеру, это может быть региональная служба по контролю в сфере образования или региональное министерство образования.
Документы подавайте на бумаге или в электронной форме. Если вам удобен второй вариант, воспользуйтесь порталом госуслуг или официальным сайтом лицензиара. В любом случае, каким бы способом вы ни сдавали документы, переделывать лицензию будут в течение 30 рабочих дней (п. 9 Регламента, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244).
Переоформляйте лицензию заранее, чтобы не приостанавливать работу
Если знаете, когда конкретно в организации произойдут изменения – реорганизация, переезд, смена наименования и др. – займитесь переделкой лицензии заранее. Передайте документы лицензиару как минимум за 30 рабочих дней до переезда, смены наименования и т. д. Если не успеете переоформить лицензию к моменту, когда в организации что-то поменяется, придется приостановить деятельность. Работать без актуальной лицензии нельзя, штраф – 250 тыс. руб. на организацию и 50 тыс. руб. на директора.
Самое важное Переделайте лицензию, если в ОО реорганизация, смена адреса, наименования или перечня образовательных программ.
Чтобы переоформить лицензию при переезде или смене наименования, подготовьте только заявление и оригинал устаревшей лицензии.
Не переплатите: госпошлина за переоформление лицензии – 3500 руб. Перечислять 7500 руб. нужно только за выдачу новой лицензии.
Кому, когда и как нужно переоформить свидетельство о госаккредитации
Кто, зачем и где проходит госаккредитацию Госаккредитацию проходят частные и государственные школы, потому что выдают документы об образовании. Цель этой процедуры – подтвердить, что образовательная деятельность соответствует требованиям ФГОС, и получить специальное свидетельство. Детским садам госаккредитация не нужна.
Внимание
Выдавать аттестаты без госаккредитации нельзя
Для выдачи аттестатов у школы должно быть свидетельство о госаккредитации. Если документа нет, а школа выдает документы об образовании, проверяющие из Рособрнадзора вправе оштрафовать директора на 50 000 руб., а организацию – на сумму от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 19.30 КоАП).
Госаккредитацию проводят специализированные организации (ч. 3 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Список таких организаций по всем регионам с контактами, адресами и графиками работы – в приложении 1 к Административному регламенту Минобрнауки (утв. приказом от 29.10.2014 № 1398).
Пример
Кто проводит госаккредитацию в разных регионах
1. Москва: Департамент образования города Москвы.
2. Республика Алтай: Министрество образования и науки Республики Алтай.
3. Ростовская область: Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.
4. Санкт-Петербург: Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
5. Свердловская область: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
В каких случаях свидетельство о госаккредитации устаревает Есть закрытый перечень ситуаций, когда свидетельство теряет актуальность и его нужно переделывать (подп. 78 Положения, утв. постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1039). Три наиболее частые ситуации разберем ниже.
Реорганизация. Переоформите свидетельство, если преобразовали школу – например, из частной в некоммерческую автономную образовательную организацию. Также без переоформления не обойтись, когда школу присоединяют к другой. Если вместо присоединения происходит слияние – тоже. В этом случае пройти госаккредитацию должны все реорганизованные ОО.
Смена адреса и наименования. Допустим, ваша школа переехала в новое здание, которое находится по другому адресу. Пусть даже на соседней улице. Переоформите в этом случае свидетельство о госаккредитации. Действуйте аналогичным образом, если сменили наименование.
Переделывать ли свидетельство, если предприниматель-учредитель сменил фамилию
Да, надо переделать. Смена Ф. И. О. предпринимателя-учредителя – основание для переоформления свидетельства.
Новые или ненужные образовательные программы. Школа обязана аккредитовать все основные образовательные программы, которые применяет. Если вводите новую программу, например, для обучения детей с ОВЗ, пройдите госаккредитацию и получите переоформленное свидетельство.
Возможна и такая ситуация: у вас есть образовательная программа, по которой вы больше не планируете работать. Закрываете программу – переделайте свидетельство.
Переоформленное свидетельство действует не 12 лет, как новый документ. Срок его действия такой же, как у старого свидетельства. Например, если старый документ должен был действовать еще 5 лет, то такой срок и установят новому свидетельству.
Какие документы понадобятся, чтобы переоформить свидетельство Документы, которые нужны, чтобы переоформить свидетельство, перечислены в пунктах 79–80 Положения, утв. постановлением № 1039. Но вы можете не изучать этот документ, а воспользоваться памяткой, где собраны все необходимые для аккредитации бумаги. Скачайте, чтобы список был под рукой в нужный момент.
Памятка. Список документов, которые нужны для переделки свидетельства
Если нужно аккредитовать новую образовательную программу, соберите документы, которые мы привели в памятке из прошлого урока. Приложите их к заявлению о переоформлении свидетельства.
Еще необходимо заплатить госпошлину, так как переоформление свидетельства – платная государственная услуга. Размер пошлины – 3500 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК).
Документы на переделку свидетельства подавайте в аккредитационную организацию в бумажном виде или электронно через портал госуслуг. Проверяющие рассмотрят их в течение 10 рабочих дней. Если с бумагами все будет в порядке, спустя еще 10 рабочих дней вы получите новое свидетельство о госаккредитации. Если нет – проверяющие подскажут, что и как надо поправить.
Как действовать, если срок действия свидетельства скоро истекает
Оформите новое свидетельство. Для этого придется заново пройти госаккредитацию: собрать документы из памятки, которую мы привели в следующем уроке, и заплатить пошлину – 15 000 руб. Продлить срок действия текущего свидетельства проверяющие не смогут (п. 66 Положения, утв. постановлением № 1039).
Срок рассмотрения документов будет другим, если вы подали их на аккредитацию новых образовательных программ. Проверяющие вправе изучать ваши бумаги в течение 105 календарных дней, и только потом переоформить свидетельство (п. 81, 82 Положения, утв. постановлением № 1039).
Как поступить, если свидетельство о госрегистрации потерялось или испорчено
Обратитесь в аккредитационную организацию за дубликатом. Для этого заполните заявление по форме Минобрнауки (приложение 4 к приказу № 193). К заявлению нужно приложить доверенность, если документы подает представитель руководителя школы. Другие бумаги не потребуются. Еще заплатите госпошлину – 750 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК).
Сдавайте заявление и доверенность на бумаге или электронно через портал госуслуг. В течение 15 рабочих дней проверяющие оформят для вас новое свидетельство с пометкой «дубликат». Срок действия документа из-за переделки не изменится.
Самое важное Если школа переехала на новый адрес или поменяла наименование, придется переоформить свидетельство о госрегистрации.
Переоформленное свидетельство действует не 12 лет, как новый документ. Срок его действия такой же, как у старого свидетельства.
Если свидетельство потерялось или испорчено, обратитесь в аккредитационную организацию за дубликатом. Не забудьте про госпошлину в размере 750 руб.
Какие документы нужны для госаккредитации, куда и когда их представить
Что нужно для госаккредитации
Чтобы пройти госаккредитацию и получить свидетельство, подготовьте заявление по форме Минобрнауки (приказ от 18.03.2014 № 193). В заявлении укажите полное и сокращенное наименование школы, ее фактический адрес, номер телефона, адреса электронной почты и сайта в интернете. Если хотите, чтобы о ходе аккредитации вам сообщали на электронку, сделайте об этом отметку.
К заявлению приложите документы, которые утвердило Правительство (постановление от 18.11.2013 № 1039). Мы перечислили их в памятке: сохраните на компьютер, чтобы не потерять.
Памятка. Список документов, которые нужны для госаккредитации
Заявление и документы подавайте в аккредитационную организацию на бумаге или электронно через портал госуслуг. Предварительно заплатите госпошлину – 15 000 руб. (подп. 127 п. 1 ст. 333.33 НК). Рассматривать вашу документацию и готовить свидетельство о госаккредитации проверяющие будет в течение 105 календарных дней. Свидетельство, которое вы получите, будет действовать в течение 12 лет (п. 63 Положения, утв. постановлением № 1039). Затем документ придется оформить заново.
Могут ли школе отказать в госаккредитации
Да, если эксперты, которые будут проверять документы школы, найдут в них недостоверные сведения (п. 69 Положения, утв. постановлением № 1039). В этом случае они составят отрицательное заключение по итогам экспертизы и свидетельство о госаккредитации школа не получит.
Самое важное
Проверьте свое свидетельство о госаккредитации. Есть риск, что срок его действия вышел, и документ нужно оформить заново.
Без госаккредитации школа не вправе выдавать аттестаты. Штраф – 500 000 руб.
Свидетельство о госаккредитации действует 12 лет. Затем его нужно оформлять заново.