СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы при изучении синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

методика работы при изучении темы  «Система работы при изучении синтаксиса».

 

Просмотр содержимого документа
«Система работы при изучении синтаксиса»


Методическая разработка на тему:

«Система работы при изучении синтаксиса».








Выполнил:

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ СОШ

пос. Береговой

Судакова Татьяна

Николаевна.

























Содержание



1. Пояснительная записка.

  1. Введение. Русский язык - один из важнейших учебных предметов.

  2. Основные положения теории словосочетаний.

  3. Словосочетание - сквозная тема всей школьной программы по русскому языку.

  4. Психолого—педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

  5. Обоснование используемых образовательных технологий при изучении темы «Синтаксис. Словосочетания».

  6. Система упражнений при изучении темы «Словосочетание».

  7. Заключение.

  8. Приложение №1. Конспект урока.

  9. Приложение № 2. Виды упражнений по теме «Словосочетания» 8 класс.

  10. Библиография.













Пояснительная записка.

Изучение синтаксиса, как и любого другого раздела программы по русскому языку, может стать стимулом для формирования познавательного интереса у учеников. Но «полезность» и «нужность» изучения многих языковых фактов самому школьнику осознать непросто. Это задача учителя, и состоит она не только в том, чтобы наполнить урок прагматичным содержанием. Надо еще сказать, зачем изучается та или иная теория, для чего выполняются разнообразные упражнения, чем они полезны.

По программе 8 класса на изучение словосочетаний отводится 2 часа. Поэтому особенно важно отобрать материал, выделив в нем главное, то, на что можно опираться в дальнейшем, особенно при изучении членов предложения. Этим главным является строение словосочетания (схемы), грамматическое значение и выделение словосочетаний в тексте.

      Словосочетание — это одна из единиц, из которых строится предложение. Но словосочетание само возникает как результат соединения двух или более слов. Словосочетание, таким образом, — это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства.

Подбор синтаксических синонимов, конструирование их по семантической или структурной модели, замена одних синонимов другими с учетом речевой ситуации бывают важны для разных сторон речи в каждом конкретном случае: для формирования правильного синтаксического строя, его обогащения, коммуникативной целесообразности. Анализ функционирования синтаксических единиц в тексте с учетом типа речи полезен для совершенствования такого качества речи, как связность; тому же способствует корректировка текстов, где грамматически неточное употребление синтаксических единиц деформирует тип текста или лишает его конкретной ситуативной принадлежности. Письменное построение текстов с учетом речевой ситуации и функционально-смысловых ориентировок способствует совершенствованию всех сторон речи, в том числе орфографической и пунктуационной грамотности.

Моя работа посвящена методической разработке темы «Словосочетание» русский язык 8 класс. (Преподавание ведется по программе под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) Данная работа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую деятельность.

Приступая к методической разработке этих уроков, я проанализировала те трудности, с которыми сталкиваются  все учителя русского языка. Как показывает практика, если учащиеся 8 класса допускают ошибки в выделении словосочетаний из предложений, в нахождении и определении количества грамматических основ в предложении, то в 9 классе они не овладевают на должном уровне рядом пунктуационных умений, в частности навыком постановки знаков препинания в предложениях сложных конструкций. Учитывая это, я поставила во главу угла контроль за формированием следующих умений:

      В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть. Это важно для понимания смысловых связей внутри предложения и ставит перед учеником задачу — отличать словосочетания от других сочетаний словоформ (от грамматической основы, однородных членов, обособленных групп и др.). Особое внимание обращается на речевое развитие и лингвистическую подготовку учащихся.

Главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к теме «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание».

Задачи работы: 

  1. Изучить и систематизировать литературу по данной теме;

  2. Апробировать свои уроки на практике;

  3. Провести мониторинг учащихся 8 класса по теме «Словосочетание»; 

  4. описать виды деятельности педагога и учащихся;

  5. описать методику использования элементов современных педагогических технологий;

  6. осуществить связь теории с практикой на уроках русского языка;

  7. показать приемы использования информационных средств обучения.

Таким образом, представленные тренировочные упражнения по теме «Словосочетание», создают условия для реализации деятельностного и социально-ориентированного подхода к изучению русского языка в школе.

На сайте http://nsportal.ru опубликована разработка моего урока. Работа опубликована в открытом доступе для свободного ознакомления на веб-сайте.

Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания" http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/konspekt-uroka-russkiy-yazyk-8-klass-slovosochetaniya"







Заключение.

Для основной школы 9 класс является «финальным», во время ГИА приходит пора «собирать камни». Учащиеся демонстрируют весь свой багаж личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД. При этом одну из важнейших ниш в кладовой по русскому языку занимают наработки по теме «Синтаксис».

Вряд ли найдётся русист, который не испытывает волнения, начиная «поднимать» со своими учениками столь грандиозную тему, как синтаксис. Эта тема предъявляет учителю особые требования. Если на орфографические правила в принципе можно натаскать, то с синтаксисом и пунктуацией такое не пройдёт – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

На мой взгляд, главная задача учителя – не допускать разрыва между теоретическими сведениями и живым чувством родного языка. Понимание синтаксической логики должно естественно вырастать из наблюдений за языком, из собственной языковой практики.

Есть несколько очень эффективных приёмов, которые позволяют решить эту задачу:

  • предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок интересных сведений и отступлений — все это позволяет снять эмоциональное напряжение.

  • Учащимся предлагаются упражнения по наблюдению над выразительными средствами языка («найдите именные словосочетания, в состав которых входят эпитеты»), задания, направленные на создание высказываний, содержащих данные средства выразительности (используйте эпитеты в описании изображённой на картине осени»).

В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы образования. Это многогранный и сложный процесс, результативность которого зависит от школьных программ, от качества УМК, от их реализации в ходе обучения. Но самая главная роль в этой системе принадлежит учителю, его взаимодействию с учащимися, и этот процесс не может и не должен быть рутинным!



Приложение. Виды упражнений по теме «Словосочетания»

1. Представьте себе, что у вас потерялся котенок. Вам надо написать объявление, благодаря которому, возможно, вы найдете его. Какой из двух вариантов вы выберете?

1-й вариант. Потерялся котенок. Просим вернуть по указанному адресу.
2-й вариант. Сегодня в нашем дворе рано утром потерялся двухмесячный персидский котенок. Он прихрамывает на левую переднюю лапку. Очень просим вернуть по точно указанному нами ниже адресу.

Какое объявление свидетельствует о недостаточной информативности речи? Какое – об избыточной? Составьте свой вариант объявления. Какое качество хорошей речи реализуется в умении пользоваться словосочетаниями?

2. Проверьте, любые ли слова можно соединять друг с другом, чтобы получилось словосочетание? Установите причины лексической несочетаемости компонентов словосочетания.

1. Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленный хулиган – отъявленный товарищ; прорастить семена – прорастить ребенка; памятный подарок – памятный сувенир.
2. Красивое лицо – лицо кавказской национальности; благодарю за внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов.
3. Высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением; мечтали и строили планы на будущее.

3. Подберите к данным словам лексически совместимые компоненты и запишите подчинительные словосочетания со всеми видами связи.

1. Пустырь – пустошь. 2. Экскурс – экскурсия. 3. Желанный – желательный. 4. Длинный – длительный. 5. Примитивный – превентивный.

4. В одной из общедоступных городских газет было приведено следующее объявление:

«Научная лаборатория занимается проведением исследований и практической апробацией методов нейтрализации негативных воздействий аномальных явлений на человека и зоны его обитания».

После его публикации в редакцию стали звонить читатели и просить растолковать опубликованное.
По каким причинам, на ваш взгляд, объявление было не понято многими читателями?
«Переведите» текст объявления на «понятный» язык, избегая многократного использования подчинительных словосочетаний, где употребляется родительный падеж.

5. Понаблюдайте над языковым материалом, опираясь на следующую информацию: лексическая несочетаемость компонентов подчинительных и сочинительных словосочетаний часто умышленно используется в художественной литературе как средство воздействия на читателя. Укажите, где лексическая несочетаемость является средством создания комического, а где – приемом психологической характеристики?

1. Не спали только Маша, отопление и зима. (К.Паустовский) 2. В семье родилась тройня. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. (М.Зощенко) 3. «Я плавал, очень плавал», – произнес Врунгель.(В.Некрасов) 4. Он прекрасно делает из конины куриные котлеты. (Е.Шварц)

Назовите известные вам художественные произведения упомянутых авторов.

6. Проведите лингвистический эксперимент. Запишите предложения, вставляя пропущенные второстепенные члены на месте многоточий. Попробуйте угадать оригинальный авторский вариант с лексической несочетаемостью компонентов словосочетания.

1. Маргарита шла по ... саду. 2. А его голубь ... облетает к_рнизы и б_лконы, ... кушает п_л_жен_ое зерно. 3. Зоя сидела одна на необитаемой скале, поросшей сосной и брусникой. Одна среди чужих, ... бодрых людей, среди их радостных криков за обедом, сваренным из горохового концентрата. 4. Днем он много думал и ... . 5. Я снова будто впервые увидел ее, удивительную, с громадными черными косами, с ... в глазах.
Сравните ваш вариант с авторским.

1. М.Булгаков: «...по простуженному сквозному саду...».
2. Т.Толстая: «...научно облетает, грамотно кушает...».
3. Т.Толстая: «...оскорбительно бодрых...».
4. А.Аверченко: «...и гремел посудой...».
5. К.Воробьев: «...со свадьбой в глазах...».

Укажите, какие дополнительные детали художественного образа вырисовываются благодаря использованному автором приему?
Какие черты хорошей речи проявляются в этом?



7.Найдите стихотворение А.С.Пушкина «Осень», прочитайте 7,8 части. Подберите возможное музыкальное сопровождение, охарактеризуйте его с помощью словосочетаний. Какие словосочетания преобладают в стихотворении? Почему? Из стихотворения выписать словосочетания с согласованием, с управлением и примыканием. Сделайте разбор одного словосочетания.

8. Составьте афишу – галерею картин известных художников (в названии картины должно быть словосочетание).


9. Вам предложили описать улицу, на которой Вы живете. Выразите свое восхищение, расскажите историю ее возникновения, используйте словосочетания по способу подчинения: согласование, управление, примыкание.











        





















Библиография

  1. 1.Стандарты второго поколения. Примерная программа по русскому языку (5-9 кл.). М.2011г.

  2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

  3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

  4. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка (под ред. профессора Т.А. Ладыженской). М., 1991.


  1. Методика преподавания русского языка. М.Т.Баранов. М.1990г.

  2. Методика русского языка в средней школе. А.В.Текучёв. М.1980г.

  3. Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном руссом литературном яз. - М., 1966.

  4. 8. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

  5. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

  6. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

  7. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.

  8. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.

  9. Сухотин В.П. Проблема словосочетания в совр. русс. яз. - в кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950.

  10. Требования к современному уроку. М.М.Поташник.  Методическое пособие, М.: Центр педагогического образования, 2011.

  11. Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка // "Филологические науки", 1975, № 6.

  12. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.



  1. Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания" http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/konspekt-uroka-russkiy-yazyk-8-klass-slovosochetaniya"