МКОУ Покровская СОШ
Систематизация внеурочных форм работы по физической культуре
2023 год
Одним из основных факторов укрепления и сохранения здоровья, всестороннего развития детей является движение. Движение и прежде всего физические, необходимы для развития всех систем организма. Их должно быть достаточно для нормального роста и развития детей.
Подсчитано, что суточная норма активности детей 7-10 лет составляет в среднем 12-16 тыс. движений в летний период. В осенне-зимний период активность снижается на 30-40%.
С переходом к систематическому обучению в школе объем двигательной активности сохраняется на 50%. В период учебных занятий, двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот уменьшается.
В практике физического воспитания в школе имеют место разнообразные формы занятий. Основная форма занятий- урочная, характерная для системы воспитания и образования. В школьной программе для занятий физической культурой отводится 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для всестороннего и гармоничного развития школьников. Поэтому большую значимость принимают внеурочные формы занятий физической культурой. Они заложены в программе общеобразовательной школы по физическому воспитанию, как физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Организацию внеурочной работы по физической культуре я начал с организации совместной работы с классными руководителями, родителями учеников, самими учениками. Была проведена кропотливая работа в школе по созданию ученического актива из числа ребят. В начале года проводится собрание актива по распределению обязанностей и составление плана работы.
Одним из основных задач коллектива физической культуры в школе осуществление мероприятий по укреплению здоровья и совершенствованию всестороннего физического развития учащихся, вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школы.
Систематически в течение года проводятся заседания совета, где рассматриваются вопросы по решению поставленных задач, подготовке и проведению соревнований, праздников в школе, ведется подготовка актива по проведению гимнастики до занятий и подвижных перемен.
Из числа актива подбираются ребята, которые проводят гимнастику до учебных занятий, которая является важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы. С ними проводятся своего рода семинары по составлению и проведению гимнастики.
У нас в школе гимнастика до занятий проводится по трем группам: мальчики и юноши 5 – 11 классов; девочки и девушки 5 – 11 классов, и ученики 1 – 3 классов.
В осенне-весенний период стараемся проводить гимнастику до занятий на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма и сопротивляемости его к простудным заболеваниям.
Комплексы гимнастики подбираются в зависимости от возрастных и половых особенностей. Два раза в четверть производим замену комплекса. Среди начальных и средних классов существует практика соревнования на лучшее проведение гимнастики. Проводящие оценивают и заносят в специальную тетрадь правильность выполнения, дисциплинированность, активность ребят. Итоги вывешиваются в конце каждой недели. Непосредственный контроль за проведение гимнастики до занятий осуществляется учителем физкультуры и дежурным учителем.
В организации приходится сталкиваться с тем, что не все ребята являются вовремя. В работе с этими ребятами приходится подключать классных руководителей и их родителей.
Необходимо сказать и о физкультминутах на уроках. Они способствуют восстановлению умственной работоспособности, снимают влияние нагрузок на организм, предупреждают нарушение осанки. Особенно это неоценимо в начальных классах школы. Комплекс составления на 1 месяц и доводится до учителя, проводящего этот комплекс.
Большую роль играет проведение подвижных игр на удлиненных переменах. Регулярное проведение подвижных игр и физических упражнений на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя. В нашей школе сложилось так, что в течение дня есть две удлиненные переменны по 30 минут. Занятия на них проводятся раздельно по интересам. Большой интерес у ребят вызывают подвижные игры с мячом и скакалками. В начальных классах используются различные сюжетные и народные игры малой и средней интенсивности. Это и «Два сигнала», и «Совушка», «Отгадай, че голосок», «Ручеек». Для увеличения числа занимающихся применяются такие игры, как «День и ночь», «Передал, садись», «Охотники и утки», «Волк во рву» и др. Применяются и игровые поединки и игры-аттракционы.
Среди учеников средних и старших классов большой интерес вызывают подвижные игры с элементами спортивных и народных игр. Это «Бой петухов», «Мяч среднему», «Удочка», и др. Используются элементы футбола, баскетбола, волейбола, настольного тенниса. Живой интерес вызывает игра «Городки». Охотно, особенно мальчики, выполняют упражнения на развития силы, у девочек- это прыжки со скакалкой, игры «Классики», «Резиночка».
Как правило удлиненные перемены проводятся на открытом воздухе, зимой в спортивном или актовом зале. Школьники занимаются в повседневной одежде, в зал обувают сменную обувь. В холодную погоду одевают куртки и шапки. В зимний период первую перемену занятия в зале проходят с ребятами 7-11 классов, на второй перемене с ребятами 1-6 классов.
В средних классах подвижные перемены проводят старшеклассники из числа наиболее подготовленных, в младших классах ребята из актива школы при содействии организатора школы. Контроль проводится дежурными учителями, учителями физкультуры и классными руководителями.
Большую роль, одну из ключевых, в формировании устойчивого интереса, развитии и укреплении организма, играют секционные занятия.
В школе проводятся занятия в секции ОФП, футбола, волейбола – в средних и старших классах, кружок общей физической подготовки – младшие классы. Работа в начальных классах строится на развитии интереса к физической к физической культуре посредством подвижных игр. В средних и старших классах работа строится на укреплении интереса к занятиям физической культурой и спортом. Если на уроках происходит в основном разучивание материала, то секционные занятия служат для совершенства мастерства.
Из ребят, занимающихся в секциях формируются команды для участия в районных соревнованиях.
Наряду с программным материалом, особенно в работу с 1-6 классами включаются народные игры такие, как «Лапта», «Городки» и др. Они в большей степени стимулируют ребят к выполнению обязательных требований.
В работе секций активно принимают участие наиболее подготовленные ребята. Они проводят занятия с малышами в кружке физической культуры, оказывают неоценимую помощь учителю в проведении секционных занятий. На секционных занятиях решается еще одна задача – привлечение более слабых учеников и работа с ними.
Большой интерес и стимул к дальнейшим занятиям физической культурой вызывают у учеников школы соревнования и спортивные праздники. В школе проводятся соревнования по мини-футболу в зале, по футболу, волейболу, пионерболу, настольному теннису, силовой гимнастике, шашкам, легкой атлетике, кроссу. По легкой атлетике для проведения соревнований используется программа «Старты надежд». Все соревнования проходят как заключительная тренировка перед участием в районных соревнованиях. Живой интерес вызывают соревнования как общешкольные, так и между отдельными классами. В школьном спортивном зале проводятся соревнования среди сельского населения Покровской администрации по мини-футболу, теннису, волейболу.
Команда школы регулярно принимает участие в этих соревнованиях. Так же по возможности стараемся принять участие в районных соревнованиях среди школьников.
Наряду с этим проводятся спортивные праздники. Это «Где же вы рыцари», праздник, посвященный началу и окончанию учебного года, «Богатырские потешки», «Зарница», «Веселые старты с дедом Морозом» и другие.
Практически все ребята принимают участие в соревнованиях и праздниках. Актив школы проводит агитацию и подготовительную работу в школе.
Также в нашей школе в конце учебного года проводятся туристические походы и экскурсии. Экскурсии с учениками 1-5 классов, однодневные походы для учеников 6-8 классов, двухдневные для 9-11 классов. Эта форма нравится ребятам, и они охотно принимают в ней участие. Ответственные за проведение походов классные руководители.
Внеурочной формой занятий можно считать и самостоятельные занятия физической культурой, к ним относятся и домашние занятия. Они служат как подтверждение к регулярным занятиям физической культурой. Самыми доступными формами являются игры, систематические занятия физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте работа строится на основе подвижных игр, в среднем и старшем целенаправленно в определенном виде.
Домашнее задание является своеобразной формой самостоятельных занятий. Я пользуюсь распечаткой журнала «Физкультура в школе». Они направлены на общее физическое развитие.
Благодаря системе домашних задании, хорошо развита самостоятельная работа, так как ребятам показываются упражнения, ставится определенная цель на четверть, на год. Проводится разъяснительная работа и с родителями в этой области. Контроль проводится на уроках физической культуры 2-3 раза в четверть. Выявляются лучшие учащиеся и это доводится до сведения учеников всей школы, родителей.
Массовое вовлечение учащихся в регулярные занятия физической культурой требуют и соответствующей спортивной базы.
В школе имеется спортплощадка – баскетбольная, волейбольная, спортивный городок. Имеется так же футбольное поле, беговые дорожки, ямы для прыжков в длину и высоту. В спортзале имеется волейбольная площадка, площадка для минифутбола, для игры в ручной мяч. В спортзале имеются гимнастические бревна, брусья, конь, козел.
Система организации внеурочных занятий физической культурой полностью себя оправдала.
Большая часть учеников школы ежедневно занимаются теми или иными физическими упражнениями. Повысился уровень двигательной активности ребят. Внеурочная работа стимулирует и активизирует учеников к работе на уроках. Внеурочная работа как часть воспитательной работы школы, выполняет еще и такую роль, как профилактика правонарушений. Способствует установлению контактов с детьми и их родителями. Но самое главное, это укрепление здоровья ученика, формирование у него здорового образа жизни, развивает интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.