Системно - деятельностный подход
в достижении образовательных результатов младших школьников.
Учитель начальных классов МОУ СОШ №2
Чаева Елена Николаевна
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Он ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" к модели "Как учить?" . Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
В настоящее время разрабатывается широкий спектр технологий обучения, в частности деятельностный. Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.
Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Системно-деятельностный подход понятие многогранное и комплексное, оно включает в себя использование различных педагогических технологий. Каждая технология располагает своими методами и приемами работы на уроках.
В начале урока я использую прием “Необъявленная тема”. Создаю ситуацию, после разрешения которой, учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока. После определения темы урока учащиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет мотивировать учащихся на работу в течение урока, повысить интерес к изучению новой темы.
Прием “Да-Нет” формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение анализировать ситуацию, систематизировать имеющуюся информацию, развивают умение слушать друг друга, высказывать критическое суждение.
Прием “До-После” чаще всего использую на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты; выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.
Прием “Лови ошибку” является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; критически оценивать полученную информацию.
Мы рассмотрим структуру учебной деятельности исходя из того пути, который учащиеся должны проходить на уроке для системного формирования у них общеучебных умений.
Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет, но он что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
П
робное действие Затруднение. Цель.
Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию. Поэтому добавляем еще один шаг.
М
отивация Пробное действие Затруднение Цель
Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия;
Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
Проект (поставить перед собой цель и составить план, определение способа и средств достижения цели).
Завершается путь учения самоконтролем и самооценкой.
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - выяснение того, чему надо учиться.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все эти шаги называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность.
3
Существуют три уровня освоения и реализации технологии деятельностного метода обучения (ТДМ).
Базовый уровень - представляет собой переходную структуру от традиционной системы к реализации целостной структуры учебной деятельности.
Технологический уровень - это уровень работы учителя, при котором реализуется переходная структура и система дидактических принципов. В практику работ включается понятие эталона для самопроверки.
Системно - технологичекий уровень — это реализация целостной структуры учебной деятельности (9 шагов).
Рассмотрим все шаги ТДМ для уроков «открытия» нового знания.
Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности. "Хочу, потому что смогу".
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.
На данном уровне я применяю такие приемы как: высказывание добрых пожеланий детям, дети друг другу желают удачи, озвучивается девиз или эпиграф урока (пр-р «С малой удачи начинается большой успех»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (4-5 мин.)
Цель данного этапа - повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Количество заданий не должно быть большим (примерно 2-3), чтобы не рассеивать внимание детей.
Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, которая требует осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации.
3. Выявление места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности (что я не знаю).
Его цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы еще не знаем?"). Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (7-8 мин)
Ученики ставят цель проекта (ею всегда является устранение причины возникшего затруднения), уточняют тему урока, определяют последовательность действий и средства достижения цели. Работа в парах, комментирование.
5. Реализация построенного проекта. (4-5 мин)
Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах, проговаривая решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(4-5 мин)
Здесь каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа я использую, чаще всего, индивидуальную форму работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания, и планирование коррекционных мер. Внимание детей я акцентирую на их достижениях, таким образом, создается ситуация успеха, позитивный эмоциональный настрой.
8. Включение в систему знаний и повторение.(7-8 мин)
Учащимся предлагаю сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Мною подбираются задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности.(2-3 мин)
Это заключительный этап. Здесь происходит рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности учениками. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы их будущей ликвидации.
Вопросы:
- какую задачу ставили?
- удалось решить поставленную задачу?
- каким способом?
- какие получили результаты?
- что нужно сделать еще?
- где можно применить новое знание?
- что на уроке у вас получалось хорошо?
- над чем еще можно поработать?
Согласовывается домашнее задание.
Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части:
а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа);
б) необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов необходимо поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитатаельной деятельности с позиции новых требований.
Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора – это и есть системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность в моем классе, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. При организации внеурочной деятельности я использую разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, круглые столы, диспуты, олимпиады, соревнования по звеньям, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Литература.
1. Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.
2. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.
3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.
4. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс четырёхлетней начальной школы/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.
5. Беседы с учителем: 3 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.
6.«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
6