СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система творческих заданий.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая деятельность на уроках музыки представляет со­бой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искус­ства с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Система творческих заданий.»

Система творческих заданий.
Творческая деятельность на уроках музыки представляет со­бой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искус­ства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является рвзвитие образно-ассоативного мышления, художественного воображения, отзывчиво­сти, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни. В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь: - от художественного восприятия к пониманию художествен­ного языка данного вида искусства; - от понимания и сопереживания к художественному сотворче­ству; - от сотворчества к самостоятельному творчеству. Каждое из заданий предполагает: - углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциатив­ного мышления и воображения; - выработку навыков художественного анализа и усвоение важ­нейших понятий в области искусства; - активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству. Вся система творческих заданий служит достижениюединой цели – на основе художественно – творческой деятельности школь­ников способствовать формированию навыков эмоционального пе­реживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства. Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно об­ращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьноков, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знако­мые учащимся образы, явления, ситуации. Вот типы заданий обусловленные определенными творче­скими установками. Первая установка связана с познанием целостности предло­женной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сю­жет и т.д.) Задание 1. Объединение различных образных решений в пределах одного и то­гоже сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Ле­витана, И. Шишкна и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофь­ева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского». Задание 2. Сравнение романсов разных компазиторов, написанных на один и тот же текст, в один период времени. Задание 3. Сочинение мелодии к люимому стихотворению, либо тексту.
Эти задания развивают ассоциативность мыщления, навыки художе­ственного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира. Задание 4. Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с цклью развития умения видеть их эмоциональную общность. Задание 5. Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.
Задание 6. Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопостовление му­зыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и вто же время отличающихся образным решением.
Задание 7. Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций.
Задание 8. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлогаемому рассказу, живописному полотну
Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует несколько вариантов ее реализации. 1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой. 2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать. 3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.
Первый вариант реализуется в следующих заданиях. Задание 1. Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество,радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»). Задание 2. Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки – игра «ускоряет – замедляет». Задание 3. Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музкального произведения, создать пластический образ человека.
Задание 4. Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.
Задание 5. Варианты цветового моделирования музыки:
  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

Задание 6. Варианты графического моделирования музыки:
  • оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;
  • особое положение линий, отражающих регистр звучания;
  • преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
  • нажим карандаша, обусловленный динамикой, ритмической пульсацией, акцентами и т.д.
Задание 7. Словесное рисование ( например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях. Задание 8. Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние. Варианты заданий:
  • изобразить с помощью доступных музыкальных инстументов ( фортепиано, колоколчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;
  • мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;
  • придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;
  • подобрать звуки пропущенные в мелодии;
  • сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.
Задание 9. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного ( например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства). Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное,многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение, лишь при этом условии наиболее полно развивается художественное и его творческая, дорисовывающая функция. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненого школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характере. Для развитие творческих способностей необходимоа выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать. Один из путей формирования таких умений является формирование ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, например, на тему «На что похоже это облако? ( ветка, корень, звук, музыкальный мотив и т.п.)». Несколько вариантов заданий:
Задание 1. Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например: - Кого из героев ты бы выбрал в друзья? Почему? - Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему ты считаешь что так лучше? (конфликтная ситуация). - Есть ли в этом произведении персонажи, которым нужна помощь? Ты хочешь им помочь? Почему? Как бы ты это сделал?
Задание 2. Сочинить песню любимого героя и спеть ее. Задание 3. Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.
Задание 4. Назвать песни, стихи, прозаические, живописные произведения о любви, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Задание 5. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», Какие у девочки из рассказа друзья?», «Какая у мальчика из рассказа любимая песенка?». Задание 6. Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека ( грусти, радости, страха, восторга, ликования). Задание 7. Выдвижение фантастических музыкальных гипотез. Например: «Какой оригинальный музыкальный подарок ты подарил бы Бабе Яге к 8 Марта?», « О чем обычно говорят по телефону слоны?».
В следуюих видах заданий раскрывается художественная целостность и многомерность разнообразных тем уроков.
Задание 1. По прочитанному литературному или прослушанному музыкальному отрывку сконструировать художественное произведение в целом.
Задание 2. Воссоздать отсутствующие в произведении эпизоды,слова, музыкальные звуки. Мотивы, фразы, для чего необходимо постичь характер персонажей, построение мелодии на основе определенных образных представлений. Задание 3. Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию ( импровизация на домысливание).
Задание 4. Создать ( нарисовать, словесно описать ) по собственному замыслу фигурки животных, образы сказочных героев, затем объединить их общим сюжетом, придумать музыкальные мелодии.