Число:
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательная: изучение действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; разработка навыков их практического применения.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение ставить цели и выражать свою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности, воспитывать ответственность.
Средства обучения: учебник Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс», М.: Просвещение,2017. Задачник-тренажер, Тетрадь-тренажер.
План урока
№ | Этапы урока | время | Методы и методические приемы |
1 | Орг.момент | 1 мин | Словесный(приветствие) |
2 | Подготовка к изучению нового материала | 8 мин | Словесный, практический |
3 | Изложение нового материала | 13 мин | Словесный, практический |
4 | Закрепление материала | 20 мин | Практический |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание | 2 мин | Словесный (запись на доске), оценивание |
6 | Рефлексия | 1 мин | Словесный |
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на активную работу на уроке.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Сформулируйте основное свойство дроби.
Что значит сократить дробь?
Всякую ли дробь можно сокращать?
Какую дробь называют несократимой? Приведите примеры.
Как можно привести дроби к их общему знаменателю?
Как можно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Как можно сравнить дроби с разными знаменателями?
Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Как называются данные числа?
2/3, 4/9, 11/8, 12/5. (Обыкновенные дроби).
2. Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными? (Правильные дроби. Это дроби, у которых числитель меньше знаменателя.)
3. Как называются другие две дроби? Какие дроби называются неправильными? (Неправильные дроби. Это дроби, у которых числитель больше или равен знаменателю.)
4. Правило сокращения: (чтобы сократить дробь нужно разделить числитель и знаменатель дроби на их общий делитель).
Сократите дроби: 9/15, 25/45,8/32, 62/4, 16/24, 12/36, 17/51, 24/40
5. Повторяем правило сравнения дробей. (Если числители одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой меньше. Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой больше. Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно привести дроби к наименьшему общему знаменателю и сравнить дроби, применяя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)
Сравните дроби: 1/2 и 1/4, 5/7 и 5/9, 7/8 и 5/8, 11/15 и 4/15;
3/7 и 2/9, 1/4 и 2/3, 2/5 и 3/7.
Изложение нового материала.
Выполняя эти задания, мы повторили некоторые правила. Сегодня мы научимся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Запись на доске и тетрадях: число и тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Задача: Пришли в гости к кролику на званный обед Пятачок и Винни-Пух, на десерт решил кролик угостить их яблоками из своего сада. У кролика было 10 яблок. Это сколько долей?
Ученики: 10 яблок- это
.
Учитель: А теперь посмотрим, как кролик угощал своих гостей.
Сначала кролик на тарелку Пятачка и Винни-Пуха положил 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть
яблок:
+
=
=
Запись в тетрадях:
+
=
=
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:
Запись на доске:
Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей:
Учитель: У кролика было 10 яблок. На тарелку положил 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть
яблок:
-
=
=
Запись в тетрадях:
-
=
=
Учитель: А теперь давайте вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Запись на доске:
Запись в тетрадях: Правило вычитания обыкновенных дробей:
Закрепление изученного материала
1. Решение примеров у доски
а)
д)
б)
; е)
;
в) ; ж)
;
г) ; з) .
Работа по учебнику: №№ 544(а,в,д),545. З: №№ 328(а,в,д), 329 (а,в).
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Решение задач:
Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: П.33 (1п), стр 156. №№ 544(б,г,е). З: №№ 328(б,г,е), 329 (б,г).
VI. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Учащиеся оценивают собственную деятельность:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …