Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Цель: создать условия для формирования у обучающихся умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.
Задачи:
Узнать, какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
Выявить различия имён собственных и нарицательных;
Обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность;
4. Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные УУД -развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные;
Личностные: -развивать умение работать самостоятельно, в группах; -развивать речь, внимание, мышление, память; -воспитывать любовь к русскому языку.
Метапредметные:
Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
Познавательные : - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Оборудование: Карточки №1,№2,№3.
Ход урока
Сообщение темы урока
Перед вами 2 предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
1.В нашей семье появился малыш.
2.Котёнок Малыш громко замурлыкал.
У.Почему существительное малыш в этих предложениях пишется по-разному?
О.в первом предложение слово малыш обозначает ребенка, во втором - прозвище котенка,
-На какие две группы мы можем поделить эти слова? (которые пишутся с заглавной буквы и с маленькой буквы)
- Ребята, существительные, которые ВСЕГДА пишутся с большой буквы это-собственные имена существительные. А существительные, которые пишутся с маленькой, называются нарицательными.
У. Ребята, я думаю, вы уже догадались, какова тема нашего урока.
-Кто попробует сформулировать?
О. «Имена существительные собственные и нарицательные». У. Верно. Тема нашего урока «Имена существительные собственные нарицательные)(слайд)
У. Исходя из темы нашего урока, какова будет цель нашего урока?
О. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.(после ответов детей показывается на экране цель) У. Давайте узнаем, что нам с вами предстоит сделать.
Пункты плана перемешались давайте рсставим в нужном порядке план нашей работы? План
Открыть новые знания;
Закрепить полученные знания;
Оценить себя.
Приступаем к первому пункту нашего плана Открыть новые знания;
У. Откройте учебники на странице 52. У. Прочитайте правило про имена собственные. Про имена нарицательные.
Приступаем к второму пункту нашего плана закрепить полученные знания;
(Работа в карточках индивидуальная)
У. Ребята, на ваших столах лежат карточка №1, посмотрите, вы заметили что в первом столбике записаны существительные: страна, область, город, улица, фамилия, имя, отчество.
У. Напишите названия своей страны, столицы области, города, улицы и свою фамилию, имя, отчество. (Дети самостоятельно выполняют работу) У. Посмотрите и сравните эти слова. Чем они отличаются?
О. Слова в первом столбике написаны с маленькой буквы, а слова во втором с большой.
У. Почему? Какой вывод мы можем сделать?
О. В первом столбике нарицательные имена существительные, а во втором собственные.
У. Верно. Всем все понятно? С большой буквы пишутся имена собственные, а с маленькой нарицательные.
Давайте выполним следующие задание в парах, как нужно работать в парах?
У. Прочитайте. Выпишите из данного списка слов собственные имена существительные
Задание:
Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.
Ответы детей:
Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные).
У. Спасибо ребята! Вы отлично справились с заданием!
Работа в группе
Предлагаю вам поработать в группе, давайте вспомним правила работы в группе.
У. Посмотрите на карточку №3.
Давайте представим, что мы увидели такое объявление. (на экране объявление)
Внимание! Только 8 Марта в городе _______________________,
в здании кинотеатра ___________________________,
смотрите спектакль режиссера __________________
по книге _____________________________________ писателя _____________________________________.
Билеты можно приобрести по адресу: улица ______________________, дом 4.
С вопросами обращаться к администратору театра ________________________________________.
Начало спектакля в 19.00.
У. Можно здесь что-то понять?
Чего не хватает для смысла?
добавьте имена собственные, подходящие по смыслу.(каждая пара читает что у них получилось)
У. Ребята, вы творчески выполнили задание! Молодцы!
Переходим к третьему пункту нашего плана оценим себя
Итог урока
У. Наш урок с вами подходит к концу. Вы замечательно работали на уроке. Я оцениваю вашу работу на отлично. Надеюсь, что у вас сегодня было хорошее настроение.
Рефлексия Итог урока.
Оцените свою работу на уроке – на листках диагностики нарисуйте:
Улыбающийся смайлик (легко, интересно)
Спокойный смайлик (немного трудно, но интересно)
Грустный смайлик (трудно и непонятно)