2015 г.
2. Развивать память, произвольное внимание, воображение.
3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.
Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. Перед детьми возникает проблемная ситуация, определяется цель, составляется план выхода из затруднения. Реализация проекта достигается путем обобщения ранее полученных знаний в игровой форме, их расширения.
Применение деятельностного метода для реализации целей занятия позволяет развивать у детей следующие УУД:
1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
2. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно делать вывод.
3. Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке.
Здоровьесберегающие задачи решаются с помощью смены видов деятельности: фронтальный опрос, устные ответы, работа в парах, работа в группах, работа с учебником, в тетради, самостоятельная работа, игровая ситуация, а так же проведение музыкальной динамической паузы и гимнастики для глаз.
Этапы и требования к ним | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение, выделяют важные моменты. | (Слайд 2) Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. -Начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я желаю вам на уроке преодолеть все трудности, которые вам встретятся! -С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Сложными словами.) -Сегодняшний урок будет также посвящен сложным словам. -С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II .Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Организует повторение орфограмм Создает проблемную ситуацию. | Повторяют ранее изученные орфограммы .Составляют их слов предложение, обозначают орфограммы | 1.Повторение изученного. (Слайд 3.) -Повторим ранее изученные орфограммы. Работа по схеме. (Дети называют орфограммы.) -Сегодня мы с вами отправимся в орфографическое царство гласных. - Какие гласные считаются самыми опасными? (о, а, и, е, я) - Когда они опасны? (Когда стоят в слабой позиции.) Минутка чистописания. ии аа оо ее яя -Составьте из слов предложение. Над, кружились, долго, и, полями, лебеди, холмами. -Запишите. Лебеди долго кружились над полями и холмами. (Один человек у доски.) (Слайд 4.) -Царство гласных принадлежит трем сестрам: орфограммам- буквам гласных. Одна из них следила, чтобы правильно писали буквы гласных после шипящих.). -Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы правильно писали буквы безударных гласных в корне слова.) -Подчеркните эти орфограммы в предложении. -О чем заботилась третья сестра? Кто были ее подданные? (Схема.) -Какие опасные места есть в сложных словах? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Для этого нам надо выполнить задания сестрицы-орфограммы. (Слайд 5.) 4.Проблемная ситуация. Самолет, пересадка, пылесос, мясорубка, переход. (На доске) -Какие слова не являются подданными третей сестрицы? -Почему? (В этих словах один корень) Разбор по составу. Как называются остальные слова? Почему? (Состоят из двух корней) -Следующее задание сестрицы. У вас на парте лежат знакомые корни слов Составьте из них слова. (лес, руб, лун, ход, земл, коп) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III. Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Организует фиксацию места затруднения. Фиксирует тему и тип урока. | Фиксируют затруднение во внешней речи. Определяют тему и тип урока. | 1.Выявление места и причины затруднения -Почему не получилось слово? (Не хватает одной буквы, соединить корни.) Значит, нам нужна соединительная буква. - В конвертах лежат соединительные буквы. Вставьте в слова нужные буквы. - Какие слова получились? (Заготовка) -Почему вставили разные буквы? 2.Постановка цели урока -Назовите цель урока. -Сегодня на уроке мы должны научиться писать соединительную букву в сложных словах. Это орфограмма? (Слайд 6.) | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Организует построение проекта выхода из затруднения Фиксирует шаги проекта. | Участвуют в построении проекта | . Составление плана действий. -Я помогу вам справиться со сложной задачей. (Слайд 7.) 1.Прочитай сложные слова 2.Выделите корни. 3.Подчеркните соединительную гласную. 4. Поставьте ударение. 5.Выясняем причину затруднения. 8.Называем орфограмму. 6. Разбей слова на группы. (Можем ли определить правило?) 7.Зажги фонарик под последней буквой в первом корне 8. Определяем правило написания. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
V. Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Организует фиксацию нового способа действия в речи и знаках. Организует физминутку. | Участвуют в реализации построенного проекта. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике. Выполняют упражнения под музыку | 1. Работа по плану. - (Снегопад, мореход, землемер, рыболов) 2. Вывод: -Как выбрать букву соединительного гласного в сложном слове? (Предположения детей) -Сравните свои предположения с правилом в учебнике с. 106 Физкультминутка. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят. Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
VI. Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Организует работу в группах Организует проговаривание во внешней речи | Работают в группах Делают вывод | (Слайд 8.) - А сейчас сестрица-орфограмма хочет проверить, как вы поняли правило. 1.Работа в группах по карточкам. (Приложение 1.) 2.Выступают лидеры от групп. (Работа с документ- камерой) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Организует самостоятель-ную работу Организует проверку Организует составление алгоритма Фиксирует на доске Организует самооценку Оценивает самостоятель-ную работу учащихся, которые показали зеленые карточки. | Самостоятельно выполняют задание Составляют алгоритм действий Проверяют задание по эталону Исправляют ошибки. Оценивают свою работу смайликами | -Хорошо работать вместе, а теперь самостоятельно покажите знания. -Чтобы справиться с работой, нам ужен алгоритм действий. (Слайд 9.) -Как определить соединительную букву в сложном слове? Алгоритм. 1.Читаю слово. 2.Убеждаюсь, что оно сложное. 3.Смотрю на какой согласный звук оканчивается первый корень. (Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е.) 4.Записываю слово 5.Выделяю корни, подчеркиваю орфограмму-букву. - Сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике. 1.Самостоятельная работа по учебнику. Запишите. Упражнение 126. - Кто выполнил, поднимите зеленый смайлик. 2.Проверка по эталону. (Слайд 10) 3.Самооценка. Физкультминутка. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд, А потом наоборот. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VIII. Включение в систему знаний и повторение 1).Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Организует работу с сигнальными карточками | Работают с сигнальными карточками. | (Слайд 11.) Работа с сигнальными карточками. (Листопад, мухомор, полевод, скалолаз, самолюб, лежебока, скороварка, большеглазый.) | Регулятивные: прогнозирование. волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
IX. Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Анализируют свою работу на уроке и фиксируют правила написания слов с непроизносимым согласным | (Слайд 12.) - С какой новой орфограммой познакомились на уроке? - О чем заботилась третья сестрица-орфограмма? (О правильном написании букв соединительных гласных в сложных словах.) -Какие гласные соединяют корни в сложных словах. - - Оцените свою работу на уроке. (Слайд 13.) - Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу.
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |