СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование методов обучения и воспитания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование методов обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методов обучения и воспитания»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ



Методы формирования знаний и способов профессиональной деятельности

(оценка деятельности мастера при проведении учебной и производственной практики)

Методы организации деятельности обучающихся

(оценка деятельности мастера через деятельность обучающихся при проведении учебной и производст-

венной практики)

Методы контроля и самоконтроля









Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)



Совершенствование методов обучения и воспитания

(пункт 3.1. экспертного заключения)

Согласно требованиям пунктов 36, 37 нового Порядка аттестации, педагог при аттестации на квалификационные категории должен продемонстрировать свои достижения в области совершенствования методов обучения и воспитания.

МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. Ю.К. Бабанского).

В экспертном заключении методы обучения и воспитания распределены по четырем основным группам:

1-я группа: методы формирования новых знаний и способов деятельности,

2-я группа: методы организации деятельности учащихся,

3-я группа: методы контроля и самоконтроля,

4-я группа: методы формирования личностных результатов.

При оценке 1-й группы методов особое внимание эксперт должен уделить умению педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.

К методам формирования новых знаний и способов деятельности можно отнести:

  • объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей;

  • проблемный и частично-поисковый методы

проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.;

  • исследовательский метод

решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.

При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.

К методам организации деятельности учащихся можно отнести:

  • методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся

мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.;

  • методы самостоятельной работы учащихся

выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т.п.

3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.


ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


Классификация

Основание

Группы методов

Традиционная

Источник знаний

Словесные, наглядные, практические

По назначению

Последовательность этапов обучения

Приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления ЗУН; проверки ЗУН

По дидактическим целям

Цели обучения

Методы, способствующие:

а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний

Классификация методов обучения по взглядам

Ю. К. Бабанского

Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД)

Организации и осуществления УПД; стимулирования и мотивации УПД; контроля и самоконтроля за эффективностью УПД

Классификация методов обучения по взглядам

И. Я. Лернера и

М. Н. Скаткина

Характер деятельности обучающихся

Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские


Рассказ – повествовательно-информационный метод изложения учебного материала, цель которого – сообщение фактов и выводов, описание событий и явлений.

Существует несколько видов рассказов: описательный, научно-популярный, художественный и др.

Любой рассказ должен иметь сюжет и отличаться красочностью, конкретностью, увлекательностью. Его продолжительность по времени зависит от характера изучаемого материала, места проведения занятия, контингента обучающихся и составляет обычно 20–30 минут.

При этом рассказ может сочетаться с объяснением и демонстрацией различного рода наглядных пособий.


Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений.

Это монологическая форма изложения, применение которой наиболее эффективно при изучении сложного учебного материала приемами доказательства и рассуждения.

Объяснение может использоваться как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы или лекции.


Беседа – диалогический метод обучения, в ходе которого обучаемые либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.

По количеству обучаемых, присутствующих на занятиях, различают беседы индивидуальные и фронтальные; в зависимости от конкретных целей и содержания учебного материала – эвристические, сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие.


В дидактике выделяют:

методы показа (показ плакатов, схем, карт, действий, приемов и пр.) ;


методы демонстрации (демонстрация фильмов, опытов, образцов военной техники и т. д.).

Сущность метода состоит в том, что с помощью различных средств (личный показ, показ с помощью специально подготовленных обучаемых, показные занятия на технике и др.) у обучаемых создается образ изучаемого предмета или формируется представление об определенном объекте или явлении.


Упражнение – многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения качества их выполнения.

Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях.

В зависимости от характера и степени влияния на формирование умения упражнения делятся на подготовительные (первоначальная отработка), основные (последующая отработка действия в целом), тренировочные (совершенствование уровня выполнения).


Выбор методов обучения может определяться:

– общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;

– особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

– целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

– временем, отведенным на изучение того или иного материала;

– уровнем подготовленности военнослужащих;

– уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– уровнем подготовленности и личных качеств самого обучающего.



С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.