Бектяшкина Елена Дмитриевна, Тюмерекова О.К., Корепанова Г.Н.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад № 5», Северо-Енисейский район,
Красноярский край, Россия, anels1968@mail.ru
Современные формы и направления работы с семьями воспитанников дошкольного возраста средствами коллективной образовательной деятельности (КОД)
Аннотация. В статье представлены современные формы и направления работы с семьями воспитанников дошкольного возраста по индивидуализации образования: семейные клубы, конференции, массовые мероприятия, праздники, конкурсы, акции средствами коллективной образовательной деятельности (КОД). Раскрыты особенности участия родителей в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения, способы выстраивания сотрудничества с детьми и родителями через разные организационные формы технологии фронтально-парной работы: «Работа в парах под фронтальным руководством», «Карусель станций», в контексте семейного клуба выходного дня «Логопедический час».
Ключевые слова: семьи воспитанников, дети дошкольного возраста, партнерства, социальное партнерство, коллективная образовательная деятельность, конференция, массовые мероприятия, семейный клуб, технологии образовательной деятельности: «Работа в парах под фронтальным руководством», «Карусель станций», взаимодействие в парах сменного состава.
«Партнёрство как «образование»
для родителей «шириною в жизнь»,
«через всю жизнь»
А.Г. Асмолов
Основная актуальность, проблема
Важность развития дошкольного образования через реализацию воспитательного потенциала семьи, подтверждают принятые в России на государственном уровне нормативные документы: Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО).
Цитируя ФОП ДО, отметим основные цели взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. (ФОП ДО 26.1.) [7]
Современные формы и направления работы с семьями воспитанников представлены в Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации как мера государственной поддержки на основании исполнения поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. [5]
2024 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 - объявлен Годом Семьи.
А также региональные документы определяют приоритетные направления развития региональной системы дошкольного образования
- Региональная концепция управления качеством образования в Красноярском крае от 17.06.2021 г.;
- Основные направления концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2023 г.;
- Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2030 года.
Все эти государственные документы подтверждают актуальность применения незаменимой формы установления доверительного делового контакта между семьёй и ДОО через диалог педагога и родителей.
Проблема: понимая важность развития дошкольного образования через реализацию воспитательного потенциала семьи, но вместе с тем загруженность родителей на работе и недостаточную мотивацию к участию в родительских собраниях для повышения родительской компетентности и сотрудничества с ДОУ.
Цель: повышение воспитательного потенциала семьи через эффективное сотрудничество средствами современных форм и технологий коллективной образовательной деятельности.
Задачи:
1. Инициировать родителей на сотрудничество через участие в общесадовых конференциях для развития приоритетных направлений и качества образования в детском саду средствами коллективной образовательной деятельности;
2. Реализовать воспитательный потенциал семьи через деятельное включение в проектные, конкурсные и событийные мероприятия МБДОУ№5, Северо-Енисейского района;
3.Повысить компетентность родителей, обеспечивая единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи средствами деятельности семейных клубов «Дружная семейка», «Логопедический час»;
Используемые средства и методы:
Формы работы: семейные клубы, конференции, массовые событийные мероприятия, праздники, конкурсы, акции.
Методы и технологии: командный менеджмент, метод проектной деятельности, технологии коллективной образовательной деятельности: фронтально-парная работа: «Работа в парах под фронтальным руководством», «Карусель станций парной работы», в контексте семейного клуба выходного дня «Логопедический час».
Основной принцип: сотрудничество педагогов – семей воспитанников – социальных партнеров через разные организационные формы.
Результаты:
- Включенность родителей в образовательный процесс и управленческую деятельность ДОУ, в результате повысилась посещаемость общесадовых собраний, конференций на 26 % за период 2021-2024 годы;
- В укладе воспитательной среды МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» ежегодно реализуются социально - значимые проекты: «Северо-Енисейский район – золотое сердце России», «Моя многонациональная Россия», Аллея воинской славы «Герои Отечества», итоговым мероприятием которых становятся событийные мероприятия с деятельным участием родителей: «Ярмарка», «Зимние святки», «Масленица», «В дружном хороводе»; «В кругу друзей», «Парад гимнастик»; Фестиваль «Герои Отечества»; Акции «Встанем», «Письмо солдату», «900 берез – 900 блокадных дней»;
- Организован и развивается краеведческий мини - музей в ДОУ «Северо-Енисейский район – золотое сердце Сибири» в эффективном сотрудничестве с родителями через деятельность семейного клуба «Дружная семейка» и социальными партнерами;
- Повысилась родительская компетентность в речевом развитии детей дошкольного возраста и выстраивании партнерских детско-родительских взаимоотношений в семейном клубе «Логопедический час» за период 2021-2024 на 35 %.
Образовательная система Северо-Енисейского детского сада №5 открыта для активного участия родителей в управленческой деятельности ДОО через разнообразные формы работы: родительская конференция, событийные мероприятия, муниципальные фестивали, конкурсы, акции, семейные клубы. Родители знакомы с приоритетными направлениями, включены в совместное планирование, реализацию запланированных мероприятий, рефлексию, как средство обратной связи для развития приоритетных направлений и качества образования в детском саду.
Родительская общесадовая конференция проводится ежегодно в начале и в конце года. В начале года – планирование деятельности на учебный год по всем приоритетным направлениям, в конце года подведение итогов и планирование перспектив дальнейшего развития. Для деятельного участия родителей применяем организационные формы и технологии коллективной образовательной деятельности. [2]
Начинаем конференцию празднично – представляем концертные номера детей, воспитанников детского сада. В музыкальном зале организуем локации по четырем приоритетным направлениям детского сада: патриотическое воспитание; индивидуализация воспитательно-образовательного процесса; здоровье и безопасность; сотрудничество с родителями и социальными партнерами через деятельность семейных клубов «Дружная семейка», «Логопедический час».
На конференциях присутствует и представители Органов системы профилактики. Включая всех участников в совместную деятельность, даем родителям и гостям установку на организацию работы в локациях. Далее всем предлагаем сделать выбор и определить свой индивидуальный маршрут: родители и гости определяют последовательность посещения локаций по своей личной заинтересованности, отмечают свой выбор в планировочных листах, размешенных по всей площади музыкального зала и на своем индивидуальном листе планирования, таким образом родители и участники конференции объединяются в сводные группы. Цель такой организации родительского сообщества - познакомиться и выстроить доверительные, партнерские взаимоотношения родителей из разных групп детского сада друг с другом и педагогами, а также есть возможность получить ответы на интересующие вопросы от представителей органов системы профилактики.
За каждой локацией, представляющей приоритетное направление, закреплен педагог, который транслирует презентацию или видео – ролик по своей теме, реализуя в сводной группе диагностико-аналитическое и просветительское направление образовательной программы МБДОУ №5 через анкетирование, педагогические беседы - рассуждения, фиксируя предложения родителей, гостей. На работу в сводной группе отводится определенное время: 10 минут – по регламенту конференции, затем по музыкальному сигналу участники конференции меняют локацию. После прохождения своего индивидуального маршрута все участники конференции собираются в круг на общую рефлексию. Педагоги, ответственные за работу локации, представляют общие результаты работы групп по своему направлению, озвучивают предложения родителей, выслушивают мнение каждого, кто желает высказаться, голосуют за предложенные мероприятия, проекты, акции. Такая динамичная форма проведения общесадовых родительских конференций средствами коллективной образовательной деятельности (далее КОД), способствует включению родителей в образовательный процесс и управленческую деятельность ДОУ, в результате повысилась посещаемость общесадовых собраний на 26 % за период 2021-2024 годы.
Следующая форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников - совместная проектная деятельность, результатом которой являются выставки семейного творчества и событийные мероприятия.
В качестве примера раскроем реализацию патриотического направления. Совместно с родителями формируем ценности патриотизма, в соответствии с требованиями образовательной программы МБДОУ №5.
В Северо-Енисейском детском саду №5 в течение 5 лет работает мини-музей «Северо-Енисейский район – золотое сердце Сибири», реализуется практика «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истории и традициям малой Родины на основе музейной педагогики и событийных мероприятий». Осуществляется эффективное социальное партнерство с учреждениями образования, культуры и спорта.
«Родители – наши партнеры и помощники совместно с детьми в семейном клубе «Дружная семейка» посещают экскурсии в учреждения Северо-Енисейского района, имеют возможность получить достоверную информацию и подготовить совместно с детьми сообщения, опорные схемы для рассказа детьми о разных предметах, людях, событиях. Всегда при выборе темы сообщения, учитывается интерес ребенка. Также родители посещают разработческие семинары – практикумы, организуемые в детском саду, готовят с детьми индивидуальные проекты к детской научной конференции, при методическом сопровождении старшего воспитателя, педагогов групп. Родители совместно с детьми пополняют музей экспонатами: предметами быта, произведениями искусства, продуктами семейного творчества. Таким образом, повышается родительская компетентность, уровень детско-родительских отношений, активность и включенность семей в образовательный процесс ДОО.
В результате в укладе воспитательной среды МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» ежегодно реализуются социально - значимые проекты, итоговым мероприятием которых становятся событийные мероприятия: «Ярмарка», «Зимние святки», Фестиваль «Герои Отечества»; «В дружном хороводе»; «Парад гимнастик».
В качестве примера приведем организацию работы по проекту «Наша многонациональная Россия», одновременно запускается Всероссийская акция «Традиционные ценности в традициях народной культуры в рамках реализации Всероссийского проекта «Мир возможностей» и идет подготовка к итоговому событийному мероприятию «В дружном хороводе». Оформляются локации музея в каждой возрастной группе, накапливаются знания у семей воспитанников, пополняется музей разнообразными материалами: костюмы, иллюстрации, книги, картотеки опорных схем, сообщений, индивидуальных проектов – подготовленных родителями совместно с детьми.
В рамках традиционного событийного мероприятия в ДОУ «Зимние святки» в 2023 году дети представляли «Традиции народов России», родители, дети педагоги оформляли подворья русского народа к празднику от всех возрастных групп, в ходе путешествия знакомились с традициями, танцами и играми народов: русских, цыган, кавказцев, эвенков. Видеоролик событийного мероприятия представлен в рамках президентского проекта «Сделаем вместе» - победа на региональном уровне.
После мероприятия, на рефлексии с детьми и родителями, педагоги предложили идею - проведение праздника в 2024 году с привлечением семей родителей и сотрудников в полном составе – представителей разных народов. Идею воплотили, мероприятие «Хоровод дружбы народов - 2024» прошло ярко и насыщено, хоровод расширился за счет представителей: дагестанского, узбекского, армянского, таджикского, татарского и хакасского народа. Для создания атмосферы праздника каждая группа оформила подворье того народа, который представляла. Семьи в своей национальной одежде представляли традиционные игры, песни, танцы, кулинарные изделия своего народа.
Многонациональный коллектив сотрудников и родителей - ресурс для изучения традиций и обычаев народов России. Организационные формы коллективной образовательной деятельности помогают заинтересовать и выстроить сотрудничество родителей со своими детьми через работу в парах, с другими детьми и родителями через работу в парах сменного состава. Встреча и диалог культур в кругу друзей – помогает социализации всех участников образовательного процесса и реализации воспитательного потенциала семьи.
Родители совместно с детьми принимают участие в муниципальных фестивалях «Лего-мир», «Дети-техника-творчество» представляют для участников фестиваля продукт своего творчества – модели из лего-конструктора. Девочка старшей группы в роли учителя, провела мастер –класс по рисованию кота с опорой на схему последовательных действий, сопровождая свой показ речью - чтением стихотворения. В ходе мастер класса обучила 21 ребенка [ 4, с.14].
С 2017 года в нашем детском саду реализуется эффективная форма сопровождения семей – клуб выходного дня «Логопедический час». Его востребованность связана с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, которым необходима помощь в формировании звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Охватить индивидуальными занятиями логопеда можно совсем небольшое число детей – тех, кто получил рекомендации медико-педагогической комиссии. Остальным семьям приходится рассчитывать на себя. Однако родители слабо осведомлены о нормах речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе, не владеют знаниями и умениями для занятий с детьми в домашних условиях, их активность в вопросах развития полноценной речи своего ребенка желает лучшего. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования родителей.
Решая задачу большего охвата семей, было принято управленческое решение организовать клуб выходного дня «Логопедический час» как форму сотрудничества родителей и детей в области познавательно-развивающего досуга в кругу семьи. Это важное звено в преодолении нарушений речи, дополняющее и связывающе индивидуальные занятия логопеда и домашние занятия родителей с ребёнком дома.
Организация встреч семейного клуба «Логопедический час» регламентирована положением, разработанным управленческой командой нашего учреждения.
Встречи проводятся в последнюю субботу каждого месяца, начинаются в 11 часов и продолжаются в течение 60 минут. Посещать «Логопедический час» могут все желающие семьи в полном составе, состав воспитанников разновозрастный. Общение, разные виды деятельности осуществляются в парах «ребенок – взрослый». Содержание этой деятельности просветительское, оздоровительное, творческое, практико-ориентированное. К собственно логопедическим вопросам можно отнести информирование о видах речевых нарушений, постановку правильного звукопроизношения, использование артикуляционных и дыхательных методик, пальчиковых гимнастик, самомассажа, предоставление соответствующих памяток. Кроме преодоления нарушений речи своих детей, семьи учатся выстраивать партнерские взаимоотношения, плодотворно и познавательно проводить досуг. Базовый принцип – партнерское взаимодействие в системе «воспитатели – семьи – узкие специалисты».
Содержание и тематика встреч жестко не регламентирована, учитываются речевые и психологические дефициты, запросы детей и родителей на основе обратной связи с семьями.
Организует «Логопедический час» педагогическая команда: старший воспитатель - Елена Дмитриевна Бектяшкина, учитель-логопед - Олеся Константиновна Тюмерекова и педагог-психолог - Галина Николаевна Корепанова. Команда находится в постоянном поиске. За истекшие годы произошли существенные изменения в деятельности клуба:
• Логопедическое направление усилилось психологической поддержкой, творческой деятельностью и двигательной активностью.
• Изначальная цель клуба (повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей и его коррекции) расширилась психолого-педагогическим сопровождением семей, выстраиванием продуктивного общения и сотрудничества со своим ребенком.
• Изменился состав участников: от одной группы старшего дошкольного возраста до семей детей всего детского сада.
• Если вначале задействованы были только учитель-логопед и два воспитателя, то сейчас старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, по очереди все воспитатели.
• Главная трансформация произошла в технологиях и формах работы, именно которые позволили ставить и достигать новых целей. Технологии КОД - коллективной образовательной деятельности (взаимотренаж, схематизация, фронтально-парные занятия, карусель станций парной и групповой работы, занятия в парах под фронтальным руководством и др.) позволяют индивидуализировать содержание встреч и в то же время обеспечить сотрудничество участников, создать высокий эмоциональный накал. Следует подчеркнуть, что эти же технологии используются и в базовом образовательном процессе с воспитанниками. Это замечательная находка педагогической команды нашего детского сада. Технологии КОД, работающие на новый образовательный результат, очень хорошо приняты и детьми, и родителями.
Понятно, что необходимо инициировать родителей на посещение семейного клуба и на последующую работу дома со своим ребёнком. В частности, этому способствуют сообщения в родительских группах в мессенджерах, фотоматериалы состоявшихся встреч, отзывы родителей, индивидуальные листовки для семей ребёнка с ОВЗ. Ведётся мониторинг посещаемости клуба, эффективности применяемых способов организации, запросов семей.
Примерная структура встреч семейного клуба «Логопедический час»:
1. Приветствие, объявление темы.
2. Социальная игра в парах – в общем кругу.
3. Демонстрация правильного звукопроизношения и разминка артикуляционного аппарата в парах.
4. Дыхательные упражнения в парах.
5. Игры в парах.
6. Динамическая пауза в парах – в общем кругу.
7. Выбор и составление (по своему интересу) ребёнком и родителем индивидуального маршрута для прохождения карусели станций парной работы.
8. Реализация индивидуального маршрута: творческая мастерская, практические занятия, игры в парах – карусель станций.
9. Рефлексия (ответы на вопросы родителей, обратная связь с семьями).
10. Раздача дидактического материала родителям по теме встречи.
Формы и технологии работы на разных этапах могут быть различными – в зависимости от темы, задач, возраста воспитанников и интересов участников. Например, взаимотренаж используется для развития словарного запаса детей, схематизация – для разучивания скороговорок, потешек, стихотворений. Технология фронтально-парного занятия или работа в парах под фронтальным руководством может охватывать первую часть встречи (пункты 1–6).
Вторую часть встречи команда педагогов организует по технологии «Карусель станций парной работы». Родители в паре с ребенком делают выбор 1 станции, записывают ее в планировочный лист, таким образом, объединяются в сводные постоянные группы по 6 человек (это 3 пары – родитель-ребенок).
Сводные группы занимают свою выбранную локацию в творческой мастерской. Старший воспитатель, учитель – логопед, педагог-психолог закреплены за локациями и направляют деятельность пар «родитель-ребенок» в ходе творческой деятельности. Задания каждой локации представлены схематическими рисунками, символами. Важное условие: работа выполняется в паре одна на семью, в паре договариваются кто и что будет делать. Таким образом, осуществляется совместная деятельность и взаимопомощь друг другу – выстраиваются партнерские взаимоотношения.
Смена локаций осуществляется по звуковому сигналу. Постоянные сводные группы меняются локациями двигаясь по кругу по часовой стрелке, на полу изображена разметка направления движения. После прохождения всей «карусели станций» у ребят остаются на память о встрече продукты семейной творческой деятельности (пункты 7-8).
В завершении встречи проводится рефлексия, организуемая разными способами в зависимости от тематики встречи: «Цветик-семицветик», «Осенние листочки», «Снежинка», «Разноцветные ладошки», «Кондитерские изделия», посредством которых семьи делятся впечатлениями, оставляют отзывы и пожелания. На их основе определяется тематика и содержание предстоящих встреч, развиваются направления нашей практики (пункты 9 -10).
Родители благодарны педагогам за интересные игровые приемы, которые помогают им дома мотивировать детей на выполнение логопедических заданий, выполняемых с удовольствием всеми членами семьи благодаря сотрудничеству.
В результате анкетирования 92% семей из 24-х опрошенных оценили работу семейного клуба на «отлично», 8% – на «хорошо». Все указали в анкетах, что будут использовать в домашних условиях игровые приемы, представленные на логопедическом часе, 83% – артикуляционную гимнастику, 62,5% – дыхательные упражнения.
Формы работы с родителями дошкольников средствами коллективной образовательной деятельности - неразрывное единство педагогической, эмоционально-соматической и игровой культуры взрослого в общении с ребёнком это «живое движение», цитируя слова знаменитого психолога Александра Владимировича Запорожца: «Ядро детско-родительских отношений – эмоционально-соматическая компетентность родителя».
Список использованной литературы:
1.Бектяшкина Е.Д. Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей (методы, приемы и средства ее повышения): монография -издательский дом Германии LAP Publishing, 2012 – 141с. ISBN 978-3-659-26049-0, https://clck.ru/3FQj5t
2.Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепция, конструирование, практические варианты (на 2020 год): монография / В.Б. Лебединцев, М.В. Минова, Г.В. Клепец [и др.]. – Красноярск, 2021. – 472 с. ISBN 978-5-9979-0125-7 ББК 74.20
3.Лебединцев В.Б. Новые технологии и приёмы организации сотрудничества детей дошкольного возраста в коллективной образовательной деятельности: методическое пособие. – Красноярск, 2024. – 156 с. – (Библиотечка педагога дошкольного образования «Технологии сотрудничества»). ISBN 978-5-9979-0058-8 ББК 74.100+74.102 (2Рос-4Крн)
4. Лебединцев В.Б. Цепочки взаимообучения как технология коллективной образовательной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2024. № 6. С. 9–17. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_06_9 © Лебединцев В.Б., 2024 Preschooler. Methodology and practice of education and training, 2024, No. 6. P. 9–17
5. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова, Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева, Р.И. Яфизова [и др].: под ред. Е.И. Изотовой, Т.В. Кротовой. – Москва, ИРЗАР 2024 – 225 с. УДК 373.2,
6. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ президента Российской Федерации № 809 от 9.11.2022. URL: https://clck.ru/3CtVzZ (дата обращения: 30.08.2024).
7. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) КонсультантПлюс www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2023)
8.Формирование толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного клуба: монография / Климацкая Л.Г., Романова Н.Ю, Бектяшкина Е. Д. Красноярск.: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2015, 138 с. ISBN 978-5-85981-563-0 УДК [061.2:364]: 316.61–053.67–056.24
9.Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года №1028