Просмотр содержимого документа
«Современный урок в соответствии с ФГОС»
Урок в соответствии с ФГОС
Образцова Л.Н. МОУ «Средняя школа «№ 16»
900igr.net
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг
К. Д. Ушинский
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Ради чего учить ?
Ценности
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Разработка системы нормативов и выбор объектов нормрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)
Учебная деятельность -
самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик
Чему? Зачем?
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм
Как?
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия
Правильно?
Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия
Хорошо?
Можно лучше?
« Эффективный» способ использования информативного источника знаний невозможен при реализации новых технологий
9
9
Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя
Словесные
10%-20%
(слышит)
Наглядные
50%
(видит)
Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся
Практические
90%
(делает сам)
Аспектный анализ учебного занятия (системы учебных занятий)
- Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости
- Например: методы формирования УУД ;
Дидактические требования к уроку
- Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
- Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
- Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
- Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку
- Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
- Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
- Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
- Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
- Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
Организация познавательной деятельности учащихся
- Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления
- Использование установок в форме убеждения, внушения
- Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
- Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых
- Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
- Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
Учет возрастных особенностей
- Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся
- Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
- Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
Гигиенические требования
- Температурный режим
- Проветривание
- Освещение
- Предупреждение утомления и переутомления.
- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)
- Своевременное и качественное проведение физминуток
- Соблюдение правильной рабочей позы.
Требования к технике проведения урока
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
- Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
- Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
- Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
- Соблюдение единого орфографического режима
- Обеспечение активного учения каждого школьника
Плюсы современного урока
- Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
- Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
- Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
- Знание типологии урока
- Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
- Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся .
Плюсы современного урока
- Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
- Планирование воспитательной функции урока.
- Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
- Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
- Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Плюсы современного урока
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
Плюсы современного урока
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
- Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Плюсы современного урока
- Включение компьютеров в педагогические технологии.
- Дифференциация домашних заданий.
- Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
- Обеспечение благоприятных гигиенических учловий.
- Обеспечение эстетических условий
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Имидж учителя.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
Плюсы современного урока
- Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
- Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.
- Оценка и самооценка работы учителя