СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в соответствии с ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены основные требования к уроку в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в соответствии с ФГОС»

Урок в соответствии с ФГОС Образцова Л.Н. МОУ «Средняя школа «№ 16» 900igr.net

Урок в соответствии с ФГОС

Образцова Л.Н. МОУ «Средняя школа «№ 16»

900igr.net

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

К. Д. Ушинский

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Ради чего учить ?

Ценности

образования

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Чему учить?

обновление

содержания

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов нормрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)

Учебная деятельность -  самостоятельная  деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

Учебная деятельность -

самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

 Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик

Чему? Зачем?

  Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм Как?

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм

Как?

  Самоконтроль - определение правильности выполненного действия   Правильно?

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия

Правильно?

  Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия

Хорошо?

Можно лучше?

« Эффективный» способ использования информативного источника знаний невозможен при реализации новых технологий 9 9

« Эффективный» способ использования информативного источника знаний невозможен при реализации новых технологий

9

9

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные 10%-20% (слышит) Наглядные 50% (видит) Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся  Практические 90% (делает сам)

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя

Словесные

10%-20%

(слышит)

Наглядные

50%

(видит)

Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся

Практические

90%

(делает сам)

Аспектный анализ учебного занятия  (системы учебных занятий) Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости Например: методы формирования УУД ;

Аспектный анализ учебного занятия (системы учебных занятий)

  • Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости
  • Например: методы формирования УУД ;

Дидактические требования к уроку Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся Создание условий успешного учения

Дидактические требования к уроку

  • Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
  • Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
  • Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
  • Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку Соотношение нагрузки на  память и мышление учащихся Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа Соотношение побуждения к деятельности и побуждения

Психологические требования к уроку

  • Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
  • Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
  • Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
  • Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
  • Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
Организация познавательной деятельности учащихся Планирование путей  восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Использование установок в форме убеждения, внушения Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Организация познавательной деятельности учащихся

  • Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления
  • Использование установок в форме убеждения, внушения
  • Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
  • Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых
  • Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
  • Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
Учет возрастных особенностей Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся

Учет возрастных особенностей

  • Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся
  • Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
  • Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
Гигиенические требования Температурный режим Проветривание Освещение Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика) Своевременное и качественное проведение физминуток Соблюдение правильной рабочей позы.

Гигиенические требования

  • Температурный режим
  • Проветривание
  • Освещение
  • Предупреждение утомления и переутомления.
  • Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)
  • Своевременное и качественное проведение физминуток
  • Соблюдение правильной рабочей позы.

Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Соблюдение единого орфографического режима Обеспечение активного учения каждого школьника

Требования к технике проведения урока

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
  • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
  • Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
  • Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
  • Соблюдение единого орфографического режима
  • Обеспечение активного учения каждого школьника
Плюсы современного урока Стремление учителя самостоятельно планировать уроки. Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений. Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. Знание типологии урока Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся .

Плюсы современного урока

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся .
Плюсы современного урока Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока». Планирование воспитательной функции урока. Комплексное планирование задач урока (стр. 40) Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого. Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Плюсы современного урока

  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Плюсы современного урока Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .

Плюсы современного урока

  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
Плюсы современного урока Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений. Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию). Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Плюсы современного урока

  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Плюсы современного урока Включение компьютеров в педагогические технологии. Дифференциация домашних заданий. Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий. Обеспечение благоприятных гигиенических учловий. Обеспечение эстетических условий Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Имидж учителя. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Плюсы современного урока

  • Включение компьютеров в педагогические технологии.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Обеспечение благоприятных гигиенических учловий.
  • Обеспечение эстетических условий
  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Имидж учителя.
  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
Плюсы современного урока Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения. Оценка и самооценка работы учителя

Плюсы современного урока

  • Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
  • Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.
  • Оценка и самооценка работы учителя