Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Цель урока : а) формировать навыки и умения распознавать структурно-семантические особенности ССП; б) раскрыть специфику семантики и строения ССП с соединительными союзами; выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании ; в) привить интерес к временам года
Тип урока: тематический
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
Организационный момент
Опрос домашнего задания
Новая тема
- Ребята, запишите тему урока.
Эпиграф
Унылая пора
Очей очарованье!
(А.С.Пушкин)
Фронтальный опрос
- Как соединяются простые предложения?
- Какие предложения называются бессоюзными?
- При помощи каких союзов соединяются части ССП?
- Назовите сочинительные союзы по группам?
- Когда не ставится запятая между частями ССП?
IV .Поэтическая пятиминутка
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Задание 1 группе
Прочитайте выразительно стихотворение.
Выпишите словосочетания по способу управление
Задание 2 группе
Провести морфемный разбор слов: Солнышко, печальным, блистало
Задание 3 группе
Синтаксический разбор
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Задание всему классу
Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Славн… осень! Здоров… ядрен…
Воздух устал… силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студен…
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Соединительные союзы: и да (=и) ни…ни тоже также | В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина |
V. Графический диктант.
Задание: вписать в таблицу номера предложений
Осенний бал в лесу.
Каждый год перед наступлением холодов весёлый октябрь устраивает в лесу пышный бал. На него приглашаются растения, звери, птицы, а осень – королева наблюдает за ними. Маэстро- ветер заиграет вальс, да тихо запоют деревья и кусты. То слышна веселая песня, то кто-то за кустом поет грустную песню. Вот закружилась береза, а кудрявый клен танцевал с липой. Маленькие зайчата пустились в пляску, а медведь затопал ногами. Лесные обитатели наслаждаются осенней музыкой леса. Скоро зима укроет лес пушистым одеялом, и он уснет до весны
ССП с соединительными союзами | ССП с противительными союзами | ССП с разделительными союзами |
VI .Слово учителя.
Осень – пора урожая.
Сентябрь благоухает яблоками, а октябрь пахнет капустами.
1 группа Салат с помидорами.
Приготовим осенний салат из помидоров. В этом салате вроде нет ничего особенного, но именно небольшое количество компонентов делает его необыкновенно вкусным. Ароматная осенняя зелень и салатный лук подчеркивают и раскрывают вкус осенних помидоров.
Задание
Орфограмма в слове осенний
группа Свекольный салат с яблоками.
Свекольный салат с яблоками имеет яркий вкус. Отличный овощной салат для повседневного и праздничного стола.
Задание
Фонетический разбор слова Салат
3группа Попурри из овощей.
Первые осенние овощи поднимут ваше настроение. Перец, редис, огурчик и зелень можно подать оригинально!
Задание
Синтаксический разбор первого предложения.
VII. Слово учителя.
Самые нежные и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Левитан оставил более ста осенних картин. Самая знаменитая картина «Золотая осень».
-Ребята, рассмотрите картину Левитана «Золотая осень».
- Почему она так названа?
VIII. Итог урока.
- Ребята, вспомните какие союзы соединительные.
- Что обозначает ССП с соединительными союзами?
- Какая была лексическая тема?
- Давайте споем песню «Листья желтые»
IX .Комментирование оценок.
X. Домашнее задание: написать эссе на тему «Золотая осень»
Выписка из протокола обсуждения открытого урока в СОШ № 47
Время проведения: 22.10.2015 год
Класс: 9
Тема: Сложносочиненное предложение с соединительными союзами
Провела: Кадырова Б.Т.
Цель урока : а) формировать навыки и умения распознавать структурно-семантические особенности ССП; б) раскрыть специфику семантики и строения ССП с соединительными союзами; выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании ; в) привить интерес к временам года
Выступили:
1.Жаукенова Д.Е. - учитель русского языка и литературы
Класс был разделен на группы, для каждой группы были даны индивидуальные задания. Учитель на уроке использовал интерактивную доску. Были плавные переходы между этапами урока, была связь с живописью, музыкой, литературой. Ученики активно работали на уроке, урок цели достиг. Использовалась соответствующая презентация к лексической теме.
Мералиева А.М. - учитель русского языка и литературы
В целом урок мне понравился. Урок насыщенный, само построение урока составлено очень интересно. За 45 минут был преподнесен очень богатый и интересный материал. Было комментирование оценок.
Абрахманова А.К.- учитель английского языка
Урок прошел интересно. Учитель сразу проявила заинтересованность к предмету. Ученики принимали активное участие на уроке. Была дружелюбная атмосфера в классе. Поведение учителя и ее дикция – все это показывает, что перед нами опытный учитель.
Председатель: Кадралина С.К.
Секретарь: Мукашева А.Т.