Чтение – насущное умение (современный взгляд на чтение)
«Читать – значит, извлечь из мёртвой буквы живой смысл…
Читать – это ещё ничего не значит, что как понимать
прочитанное – вот в чем главное »
К.Д. Ушинский
Уровень развитости любой страны определяется уровнем культуры и образования населения. Отношение в обществе к образованию, в сегодняшнем мире, радикально отличается от восприятия образования даже в ХХ-ом веке, не говоря уже об отдаленном прошлом. В ХХI – ом веке человек вынужден учиться в течении всей жизни, поскольку поток, необходимой для устройства жизни, информации разрастается как «снежный» ком.
Чтение же, было, и будет оставаться ключом к получению информации, знаний. Не случайно Международная программа оценки учебных достижений 15-летних школьников (Program for International Student Assessment - PISA) – одним из ключевых умений выделяет умение читать для извлечения информации, способствующих решению широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а так же в социальном плане (межличностная коммуникация).
Читательская грамотность является основой формирования всех ключевых компетенций современного человека:
- информационная (способность к учению в течение всей жизни),
- управленческая (способность к разрешению проблем),
- коммуникативная (способность к устной и письменной речи на казахском, русском и английском языках),
- социальная (умение работать в команде, коллективе),
- личностная (способность к самоуправлению и саморазвитию),
- технологическая (способность к использованию современных технологий),
- гражданская (осознание идентичности с культурой, политикой своей страны).
Итак, чтение не только умение, которое способствует формированию вышеуказанных компетенций, но формирует и совершенствует личность человека, совершенствует его образование. Поскольку, именно чтение развивает критическое мышление, так человек вынужден осмысливать прочитанное, работая с информацией самостоятельно, вовлекается в процессе познания.
Современный учитель, независимо от предмета обучения, должен сам различать 3 ведущих момента в процессе чтения:
Первый (элементарный) – восприятие слов текста. Уметь читать – значит, по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются, в процессе восприятия букв как символов определенного слова участие принимают не только зрение, но также память, воображение, собственно ум – мы догадываемся о слове в целом.
Второй (базовый) – понимание содержания прочитанного. Появление образов, чувств, некоего отвлеченного логического процесса.
Третий (аналитический) – оценка прочитанного, появления критического отношения к содержанию.
Чтение для ребенка – это мотивационный процесс. В предшколе важно развивать в малыше потребность освоить звуко-буквенную систему и процесс возникновения слова из букв. В начальной школе учителю необходимо поддержать этот интерес, изменив мотив – увидеть какая мысль кроется за словами. Задача же основной и средней школы совершенствовать читательскую грамотность, развивая метакогнитивные умения: ставить перед собой задачи, чтобы достичь своих целей, расширить свои знания и возможности, используя письменные тексты.
Однако, в связи с исследованием PISA, учителя современной школы должны знать, что читательская грамотность оценивается на основе 3-х характеристик:
уметь работать с текстами разных форматах: сплошеные (привычные Казахстанским школьникам) – это тексты в виде последовательных абзацев, а также несплошные, где словесная информация перемежается фотографиями, диаграммами, графиками, картами.
различные процессы читательской деятельности, как-то: а) отбор информации, необходимой учащимся, б) общее понимание текста, с) оценка идей текста, его содержания.
использование обработанной информации в целях обучения, развития в профессии или же личных целей.
Чтобы добиться этого, сегодня, учитель должен стремиться развивать в ученике читательские, метакогнитивные (надпредметные) умения:
- выискивать ключевые детали, впрямую прописанные в тесте;
- делать на основе этой информации, прямые выводы;
- интерпретировать косвенную информацию;
- критически оценивать стиль, форму, язык всего текста.
Иными словами, современная педагогическая задача – обучить ребенка способам адекватного понимания текста, т.к. поток информации увеличивается день ото дня, поэтому важно уметь обрабатывать и отбирать нужную информацию. Вершиной такого обучения становиться творческое чтение, интеллектуальная культура, наличие читательского кругозора, читательская самостоятельность – компетентный ученик-читатель.
Стремясь развить читательские умения своих учеников на английском языке, использую на уроках технологию активного чтения. Технология активного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель этапа: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
-Первичное чтение текста.
-Чтение текста «с карандашом»
-Определение основных понятий (без чтения всего текста)
-Составление таблиц (выборочное чтение)
-Составление плана текста (для пересказа)
-Поиск пропущенных слов
-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
-Беседа по содержанию текста.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Подтверждение или опровержение фактов, исправление неверных фактов с опорой на текст.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрациям: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4.Выполнение творческих заданий.
Деятельность по формированию развитых читательских умений должна быть последовательной и системной, на этом должны быть сосредоточены усилия всех учителей школы, независимо от предмета преподавания. Научить ребенка творчески читать, работать с информацией – это значит подготовить его к эффективной самореализации в будущем.
Горжуй Л.Н
учитель английского языка