СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья в журнале "Школа и производство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Метод проектов как средство формирования успешной личности" - статья в журнале "Школа и производство", № 7, 2012г.

Просмотр содержимого документа
«Статья в журнале "Школа и производство"»




Марсиля Фазылзяновна Габделганиева, учитель технологии высшей кв. категории

МАОУ «СОШ №146» г. Казань, Республика Татарстан


Метод проектов как средство формирования успешной личности.



Я - счастливый учитель, потому что нашла свое призвание в педагогике, сумела реализовать свой творческий потенциал и определить свое место в жизни, посвятив себя любимому занятию - воспитанию подрастающего поколения. И те знания и навыки, которые они получили на моих занятиях, будут востребованы в жизни. А сегодня мои дети творят, фантазируют, созидают, учатся практичности и успешности, деловитости и конкурентоспособности.

В своей педагогической деятельности, руководствуясь основными положениями школы, я работаю по теме: «Метод проектов как средство формирования успешной личности», что созвучно с целью региональной политики нашей республики, которая состоит в обеспечении конкурентоспособности Татарстана на российском и мировом уровнях.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитание конкурентоспособной, социально-мобильной личности, готовой к творческому труду, формирование потребности работать инициативно, развитие познавательной самостоятельности, то есть формировать каждого ученика как успешную творческую личность.

«Успешный ученик» - понятие по моему предмету рядовое, потому что неуспешных нет. Личностно-ориентированный подход позволяет дифференцированно подходить к обучению предмета. Мой предмет способствует созданию такой среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умений и учит применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

Опираясь на многолетний опыт своей работы, я использую проекты следующих типов:

  1. Творческие;

  2. Исследовательские;

  3. Ролевые, игровые;

  4. Практико-ориентированные;

  5. Социально-значимые.

Творческие проекты предполагают творческий подход к выполнению и оформлению объекта труда (швейные изделия, изделия декоративно-прокладного творчества, виды рукоделья и т.д.), при этом оценивающими критериями являются актуальность и новизна. Примеры наиболее успешных ученических проектов:

1. «Наряды для стильного платья», Загидуллина Алия, 9 кл. (номинант Всероссийской олимпиады по технологии – 2009г.);

3. «Осень в стиле «Bаbу doll», Маркова Дарья, 10 кл., (призер Всероссийской олимпиады по технологии – 2011г.). Стиль Babydoll (маленькая кукла) остается ярким и модным с 60-х годов, несмотря на смену фасонов и силуэтов. Творческий проект представлен элементами осеннего гардероба, широким набором украшений, аксессуаров к комплектам, предназначенным для всех случаев жизни. В создании одежды, отделок и украшений использованы современный дизайн, крой и оригинальные виды старинных видов рукоделия (синель, трапунто).













Для учеников, которые ведут научно-исследовательскую деятельность, в нашей школе успешно функционирует Малая Школьная Академия Наук (МШАН). Учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству, получили возможность активно работать в творческих группах, участвовать в конференциях, углублять знания в избранной области науки, техники, искусства под руководством научных руководителей, участвовать в пропаганде знаний среди учащихся, быть примером высокой культуры.

Исследовательские проекты предполагают формулирование проблемы, исследование предмета или объекта, обозначение задач и определение методов исследования, поиск источников информации, выдвижение вариантов решения проблемы, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования. Исследовательского проект «История моей семьи – страница истории моего Отечества» ученицы 8 класса Марковой Дарьи на научно-практической конференции учащихся «Россия – мое Отечество» - 2009г. в г. Москве занял первое место.

Досконально изучив и проработав элементы гербов различных стран и республик, освоив многие виды рукоделий, Даша решила выразить патриотизм и любовь к своей Родине, выполнив гербы России, республики Татарстан, города Казани, школы и семьи в различных техниках: художественной росписи, коврового ворса, аппликации из ткани, вышивками крестиком, гладью, объемного бисера. Эти символы разрабатывались с учетом всех рекомендаций науки геральдики, а родовой герб - всех пожеланий родственников и членов семьи ученицы.


Герб рода Марковых имеет круглую форму, в нижней части расположена перевитая лента, которая символизирует Россию и Татарстан – нашу Родину (плоская бисерная вышивка). Красный цвет заглавной буквы фамилии Марковых говорит об активной жизненной позиции членов ее рода (объемная бисерная вышивка). Голубой цвет основы передает цвет безоблачного неба, так как честность и порядочность были и остаются главными принципами всех их (аппликация из ткани). Солнце на восходе символизирует жизнь и продолжение рода Марковых, его прямые лучи – это поколения добропорядочных, самоотверженных людей, которые всю жизнь трудились, растили детей и защищали Отечество (плоская бисерная вышивка). Яркие звездочки – это надежды на будущих продолжателей династии, которые не должны уронить честь и достоинство их рода (пайетки). На красной ленте в верхней части герба отражены знаки, символизирующие основные занятия их родственников: ножницы – знак рукодельниц и мастериц женской половины, чаша со змеей – знак медицины, щит и меч – знак служению Отечеству мужчин, очаг – тепло и уют родного дома, ведь для многих женщин - представительниц рода - это было основным занятием в жизни (вышивка стебельчатым швом).

«Я многое узнала о своей стране, республике, городе, о своих предках и не перестаю восхищаться своей родословной. История Отечества стала для меня ближе и роднее, ведь это сборник историй моей семьи, который в дальнейшем будет обновляться и дополняться. Я, думаю, во взрослой жизни у меня будет крепкая семья, которая будет уважать и чтить память предков, которая будет достойно жить и творить!» - такими словами завершила свое выступление на конференции Даша.

Исследовательская работа заинтересовала многих ее сверстниц. Например, Муллагалеева Зульфия свою родословную с помощью родственников составила до седьмого поколения, а Машкова Наташа с помощью Интернета нашла княжеские корни своих предков. Картины с изображением гербов России, Татарстана, Казани, школы служат не только украшениями, но и наглядным пособием в кабинете технологии.


Ролевые, игровые проекты. При таких проектах участники распределяют между собой определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Примером такого проекта является исследовательская работа «Посуда. Виды посуды. Влияние химического состава посуды на здоровье человека». Эту работу представляла Орел Алла - ученица 8 класса на республиканской научно-практической конференции старшеклассников «Интеллект, здоровье, нравственность»-2007 и заняла призовое место.

Идея этой разработки созрела в процессе изучения раздела «Культура дома». Весь класс разделился на отдельные группы по видам посуды (металлическая, керамическая, стеклянная, пластмассовая), задачей которых было исследовать посуду с точки зрения домохозяйки, химика и врача. В процессе активной поисковой работы по сбору информации были привлечены и учащиеся старших классов, и родители, и учителя-предметники (химии, биологии) и даже специалисты (врачи, менеджеры). Урок прошел живо, интересно и поучительно. Из заключительного вывода, сделанного учащимися, следует: всякой посудой пользоваться можно и она не принесет вреда нашему организму, если соблюдать рекомендации по эксплуатации и уходу за ней.

Практико-ориентированные проекты имеют хорошо обозначенный с самого начала результат деятельности учащихся. Этот результат должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников или интересы окружающего социума.

Многие из наших проектов направлены на разработку художественно-содержательной интерьерной среды. Проектный метод работы и здесь помогает создавать социально-значимые объекты в виде стендов, плакатов, учебно-наглядного материала, оформления интерьера школы и мероприятий, при этом у участников процесса повышается уровень значимости, самооценка, авторитет среди товарищей, уважение и почет за проделанную работу. Одна из наших совместных с детьми работ – школьный информационный проект – стенд «Выглядеть стильно всегда и везде», который наглядно показывает классическую, спортивную, праздничную одежду и прически для школы и отдыха, показывает как можно выглядеть красиво, модно всегда и везде. Отметим, что делали прически и подбирали одежду для каждого стиля сами учащиеся, фотографии и оформительские работы профессионально и качественно сделаны ими же. На сегодняшний день деловой стиль – это норма для учащихся школы №146.



.








Хочу продемонстрировать опыт привлечения ребят к осуществлению проектов, которые имеют социальную направленность.

Социальное проектирование это очередной шаг в совершенствовании проектного метода, который раскрывает творческие способности ученика, вырабатывает устойчивые интересы, потребность в творческом поиске, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.

Важным воспитательным моментом таких проектов является личностный рост учащихся, понимание высоких общественных целей и задач. Различные виды деятельности в процессе организации и выполнении проектов, взаимодействие с социальными партнерами способствуют профессиональному самоопределению, развивают лидерские качества учеников, являются положительным примером для детей и взрослых. Бескорыстная благотворительная работа, эмоционально окрашенная, привлекательная своей конкретностью и необходимостью, помогает школьникам понять смысл и ценность социальной деятельности

Маркова Дарья выполнила благотворительный социальный проект настенного ковра «Развиваемся, играя» для детей-инвалидов Реабилитационного Центра (номинация на российской олимпиаде по технологии -2010г.).

Попав однажды в Реабилитационный Центр, где лечатся дети-инвалиды с различными нарушениями роста и развития, Даша, по примеру взрослых благотворителей, тоже решила сделать что-то полезное для этих детей. Основываясь на своей идее пошива занавесок из квадратов, скрепленных пуговицами, она решила разработать настенный ковер для развивающих игр.







При выполнении проекта Маркова Дарья всегда находила помощь и поддержку своих друзей и взрослых. Например, магазин «Сезон» выделил ткани и фурнитуру на сумму свыше 3 тыс. рублей для этого благотворительного проекта. Этот проект имеет продолжение – ученики школы №146 являются организаторами и участниками праздников для этих детей уже 4-ый год.

На примере этой работы хочу отметить важность и необходимость социальной направленности проектной деятельности учащихся. При выполнении этих проектных работ идет становление духовно-нравственной личности учащихся, развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.


Считаю, что как учитель достигла главной цели: сформировала в детях активную жизненную позицию, стремление творить не только для личного блага, но и на пользу обществу. Приятно, что успехи моих учеников получают достойную оценку – они победители и призеры региональных и Всероссийских олимпиад по технологии, различных конкурсов и конференций.

Главное для меня – это развитие ребенка. Именно проектная методика позволяет формировать личностные качества, которые развиваются в деятельности. К таким качествам относятся: умение творчески относиться к любому делу, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранные решения, за результаты своей деятельности, а это в дальнейшей взрослой жизни позволит быть инициативными, конкурентоспособными и успешными личностями.

Литература

  1. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф., Использование проектной деятельности на уроках технологии. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

  2. Павлова М.Б., Дж. Питт, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2008. – 296с.: ил.

  3. Школа и производство, научно-методический журнал - М.: изд. «Школьная Пресса», №4-2006, №3- 2011.