ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация: в условиях стремительного развития инновационных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, облачные вычисления, Интернет вещей и интеллектуальные устройства, компаниям приходится полностью переосмыслить все: бизнес-модели, бизнес-процессы, организацию работы и взаимодействия. Большинство цифровых технологий стали более доступными и усовершенствованными, что обеспечивает высокую окупаемость инвестиций. Основная задача, которую решают абсолютно все технологические компании, поставщики информационных решений, - предоставить необходимые технологии для решения актуальных бизнес-задач во всех отраслях и регионах, но стоит отметить, что технологии - не единственный элемент успешной цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровая трансформация, бизнес – модели, бизнес-процессы, облачные технологии, интернет вещей, искусственный интеллект.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники. Информационные технологии уже достаточно давно влияют на каждый аспект человеческого общества. Не даром 21 век назван веком информации.
Основные черты современных IT:
компьютерная обработка информации.
хранение больших объемов информации на машинных носителях.
передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.
Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий.
Разработка информационных технологий - это очень затратная отрасль, требующая высокой подготовки специалистов и наукоемкой техники, зато их реализация нередко сравнима с революционными преобразованиями.
В связи с чем 2 миллиарда рабочих мест исчезнут в самое ближайшее время из-за развития цифровых и инновационных технологий. Это касается не только специальностей, которые исчезнут в результате автоматизации производства, но и деятельности интеллектуального труда.
Технологии искусственного интеллекта активно используются для предоставления юридических консультаций по общим вопросам, а спортивные отчеты формируются специальными ботами. Более того, по прогнозам аналитиков, в 2025-2030 годах многие учебные заведения откажутся от подготовки ряда специальностей, например, бухгалтеров и юристов общего профиля, поскольку эти специальности заменяются интеллектуальными технологиями.
К 2030 году 25% трудоспособного населения крупнейшей экономики мира будут само заняты.
По причине того, что информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают поистине огромные возможности для образования, экономики, так и для социальной сферы жизни, и для организации различных видов деятельности.
В то время как количество занятых людей во всем мире продолжает расти, это говорит о том, что рост обусловлен само занятостью. И дело здесь не в том, что доля предпринимателей в обществе изменилась (в самых «предприимчивых» странах она составляет не более 15%), а в том, что барьер доступа к технологиям и ресурсам, позволяющая начать собственное дело. значительно снизился.
Скорость появления технологических инноваций оказывает значительное влияние на спрос интеллектуальной функциональности в системах и технологиях, так как искусственный интеллект и машинное обучение развиваются быстрее и входят в жизнь человека.
В быстро меняющемся мире оставаться на месте смертельно опасно – необходимо постоянно меняться и трансформироваться вместе с этим. Технологии становятся ключом к новым бизнес-моделям, новым рынкам, новым возможностям роста. К основным инструментам цифровой трансформации компании можно отнести следующие:
«Размытие» границ отраслей.
Современные компании понимают, что развитие в смежных сферах - это не просто вопрос получения новых источников дохода, кроме того, развитие направлено на пересмотр бизнес-моделей и расширение сферы деятельности. Например, Google начал производить смартфоны, Facebook собирается распространять бесплатный Интернет со спутников и дронов, Apple продает музыку и фильмы, интернет-магазин Amazon вступил в конкуренцию с компанией в этой области, которая также производит устройства Echo с голосовым помощником Alexa.
Данные - новое золото.
Сегодня данные - это ключевой актив любого бизнеса. Самые продвинутые компании умеют их анализировать, извлекая необходимые знания, что дает огромные преимущества перед конкурентами. Обладатели потребительских данных учатся монетизировать их. Появляется новый рынок, такая называемая индустрия данных, в которой создаются агрегаторы, биржи, встречаются покупатели, продавцы и регуляторы.
Машинное обучение.
Пользователям больше не нужны клавиатура, мышь, пульт дистанционного управления или даже сенсорный экран, машины стали понимать человеческую речь и делают это даже лучше, чем люди.
Этот тренд присущ и современным информационным бизнес-системам. В системах нового поколения класса ERP встроен цифровой помощник для голосового управления системой. Его можно попросить составить отчет, предоставить определенную информацию, найти нужный документ и многое другое.
Клиенты в эпицентре цифровой трансформации.
Потребительский опыт, понимание всего жизненного пути взаимодействия клиента с компанией - ежедневная, ежечасная и ежеминутная забота каждой успешной организации. И современные технологии могут многое предложить, теперь они позволяют собирать и анализировать гораздо больше данных о клиентах и находить лучшие возможности для поддержания их лояльности.
Автоматизация и Цифровизация производства.
Следует различать автоматизацию производства с использованием различных машин и роботов (например, автоматическое укупоривание бутылок из-под лимонада на заводе) и автоматизацию учета производственных процессов, то есть учет всей цепочки - от заказа клиента на изготовление и отгрузку готовой продукции, включая закупку сырья, расчет стоимости готовой продукции, расчет заработной платы и т. д.
Цифровой завод, в свою очередь, принимает заказы, в том числе передает необходимые рецепты, а также техническую информацию по заказам; запускает производство; отправляет информацию о производимой продукции, а также собирает и другие данные.
Интернет вещей.
Интернет вещей - это не настоящая всемирная сеть, а концепция сети тех самых «вещей», то есть физических и виртуальных объектов, которые связаны с Интернетом и внешним миром. Они могут передавать полученные данные друг другу, чтобы на их основе выполнять различные действия. Например, «умный» счетчик, который независимо отправляет данные о потреблении электроэнергии, и «умный» автомобиль, считывающий информацию о ситуации на дороге из Сети и с датчиков в других автомобилях (пока) никак не подключены, но оба они являются частью Интернета вещей.
Облачные решения.
Десять лет назад 80% компаний даже не рассматривали возможность включения облачных сред в свой бизнес, а сегодня это практически рыночный стандарт. Сегодня облако становится основным способом использования и доставки технологий. Облака позволяют получить виртуальную инфраструктуру и бизнес-приложения по разумной цене и в аренду.
Проходя через облако, искусственный интеллект приобретает новые свойства: роботы, подключенные к облачным системам, получают гораздо больше возможностей, чем машины с локальным «мозгом», мощность которого уступает «облачному».
«Умные» вещи.
Время различать традиционные и технологические отрасли прошло. Компания Bosch, известная своими холодильниками и другой техникой, сейчас является одним из ведущих разработчиков интеллектуальных автономных транспортных средств. Компания приняла новую стратегию превращения в разработчика интеллектуальных продуктов.
Приложения нового поколения на базе машинного обучения и искусственный интеллект.
Когнитивный искусственный интеллект будет встроен практически в каждый бизнес-процесс, автоматизируя все больше и больше транзакционных задач, и рутинных операций, оставляя сотрудников перед ключевыми бизнес-проблемами. Программное обеспечение искусственного интеллекта теперь может автоматизировать задачи, которые раньше не поддавались автоматизации: распознавание образов, согласование платежей, поиск резюме в Интернете, управление оттоком клиентов, классификация клиентских сообщений и т. д.
Открытые архитектуры способствуют ускорению инноваций.
Важным фактором в развитии экосистемы программного обеспечения нового типа является открытость базовых платформ. Открытые архитектуры помогают ускорению инноваций за счет более тесного сотрудничества между профессионалами и простой интеграции конечных продуктов.
Цифровая трансформация компании - это изменение подхода к ведению бизнеса (бизнес-модели) через интеграцию инновационных (прорывных) технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующее фундаментальных преобразований в технологиях, культуре, операциях и принципах создания новых продуктов и услуги для обеспечения коммерческого успеха в новой цифровой экономике.
Другими словами, переход от «больших данных» к «умным данным», а затем возможность построения совершенно новых бизнес-моделей работы, основанных на использовании новейших технологий и тенденций, - это современная цифровая трансформация. Это не просто IТ- автоматизация, это сочетание мира «машин» и мира «людей», возможность вести бизнес по-новому.
В связи с развитием информационных технологий мы наблюдаем такой процесс, как глобализация – интеграция человечества во всех сферах его деятельности: экономике, политике, культуре. Одной из причин глобализации является появление так называемой инфосферы – мирового информационного поля, которое распространяется благодаря новейшим информационным технологиям. Информатизация расширяет возможности человека в абсолютно любом виде деятельности, позволяет бесконечно расширить его возможности во всех сферах применения человеческого разума.
Концепция цифровой трансформации тесно связана с развитием средств производства, информационных и цифровых технологий. Каждый из этапов этого развития характеризовался резким ростом возможностей соответствующих технологий и валового мирового продукта.
Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий.
Цифровизация различных направлений влияет на эффективность компании в целом, обеспечивает четкое согласование с другими стратегиями развития компании и обеспечивает соответствующую организационную зрелость.
В цифровой экономике, когда бизнес-модель предприятия зачастую привязана к взаимодействию с клиентами в цифровой среде, уже недостаточно автоматизировать процессы в максимально возможной степени, от технологий ожидают гораздо большего. Компаниям, которые хотят успешно осуществлять цифровую трансформацию, необходимо постоянно решать две задачи:
обеспечения задачи эффективного управления предприятием (RUN);
возможность выбиться вперед в конкурентной борьбе (WIN).
Подводя итоги, можно сказать, что цифровая трансформация компании должна ориентироваться на технологические изменения, кроме того, изучение реального опыта различных организаций показывает, что цифровая трансформация - это фундаментальное переосмысление модели организации (от бизнес-модели до бизнес-модели). процессы к источникам финансирования и привлечению талантов), для которых цифровые технологии являются лишь катализатором, а нецифровые аспекты становятся ключевыми, определяя успешность внедряемых инноваций, переход к новым бизнес-моделям и скорость реакции на внешние изменения.
Исходя из данных аспектов необходимо в образовательном процессе у обучающихся включать инструменты цифровой трансформации и практикоориентированный подход с ориентацией работы на предприятие.
Список литературы
Грингард С., Интернет вещей.: Изд-во: «Альпина Паблишер», -2017, 188 с.
Марц Н., Уоррен Д., Большие данные. Принципы и практика построения масштабируемых систем обработки данных в реальном времени.: Изд-во «Вильямс», 2017, 368 с.
Силен Д., Мейсман А., Али М. Основы Data Science и Big Data. Python и наука о данных. СПб: Питер. – 2017, 336 с.