« Метод проектов как современная педагогическая технология»
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных в различных областях .Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.
Еще со школьной скамьи меня интересовали экспериментальные задания, исследовательские работы, но наиболее полные знания в этой области я смогла получить при обучении в вузе. При подготовке курсовой работы « Источники электрического тока» под руководством доцента Ерохина Н.Ф. я исследовала и создавала различные источники электрического тока, а затем выступала на научной студенческой конференции.
Возможно эта любовь к исследовательской , а сейчас к проектной работе была заложена еще в студенческие годы. Поэтому с первых лет своей работы я увлеклась исследовательской работой ,а в дальнейшем проектной деятельностью.
Мною было дано много открытых уроков с постановкой проблемы и решением ее на уроке. – Мы практиковали мини - проекты, проблемные пресс конференции, исследования в области связи физики и искусства, архитектуры, поэзии, фольклора, игровые исследования , исследование в природной сфере. Также мы не останавливаемся от работы над проектами и в летнее время. Вместе с ребятами из пришкольного лагеря (возраст) мы летом обошли окрестности поселка, все сельхоз предприятия, побывали в ДК, в магазине, конторе, ФАПе. И создали презентацию о по профориентации. Мы ездили на экскурсии и так же создали продукт проектной деятельности .
За основу я выбрала классификацию проектов, затем мы обговариваем с ребятами, какой проектный продукт должен получиться по завершении работы. И затем ребята приступают к выполнению проектов. Они собирают информацию, консультируются, анализируют, оформляют проектные папки и сдают проекты.
Я использую в своей работе все виды проектов на своих уроках. А это физика, астрономия, математика, информатика , а бывала и технология.
Мини-проекты . Что может быть продуктом данного проекта?
- газета, бюллетень, журнал, игра, оформление кабинета, пакет рекомендаций, публикация, экскурсия.
Такие проекты выполняли учащиеся на моих уроках:
- так при изучении темы Электричество в 8 классе учащиеся подготовили газету по технике безопасности при работе с электроприборами.
- При проведении проблемной пресс – конференции в 11 классе после изучения темы « Телевидение и связь» ребята выпустили рекламный буклет .
- При изучении темы « Треугольники» по геометрии в 7 классе учащиеся изготовили на уроке логическую игру Танграм . Затем эту игру использовали при изучении тем Четырехугольники, Площадь, теорема Пифагора, Подобные треугольники.
- При изучении темы Площадь многоугольника , ребята изготовили игру Пентамино , а ее применяли при изучении тем: площадь квадрата, площадь прямоугольника и при подготовке к ОГЭ.
2) Краткосрочные проекты
- Этот вид проекта позволяет ребятам выполнять более сложную работу для закрепления изученной темы, проявлять фантазию, творчество, индивидуальность. Учащиеся не только работают группами, но и индивидуально, а некоторые вместе с родителями . Хочется особо подчеркнуть этот момент. Выполнение такого проекта является одним из способов вовлечения родителей в жизнь школы, это особый вид коммуникации школы и семьи. Родители совместно с ребенком готовят проект, совещаются с учителем, а отсюда формируется положительная мотивация детей к учебе. Ведь обучение должно нести не только набор знаний, но и воспитательные моменты.
- Так при изучении по астрономии тем: Луна, Время и календарь ребята изготовили модель рельефа Луны который вылепили из глины и песка , изготовили деревянный макет солнечных часов , которые настроены на координаты нашего места жительства, а так же песочные часы, водяные часы.
- При изучении темы « Превращение одного вида механической энергии в другой» по физике в 7 классе ребята изготовили прибор для наблюдения этого явления.
- При изучении темы Многогранники в курсе геометрии 11 класса, учащиеся работали над проектами по изготовлению тетраэдра , октаэдра, икосаэдра , додекаэдра и пирамиды. Проект был рассчитан на то, чтобы учащиеся самостоятельно сделали расчет размеров макетов, построили их на плотной бумаге, вырезали, склеили , а затем использовали на уроках геометрии.
- При изучении темы «Сила трения» в курсе физики 7 класса учащиеся собрали коллекцию шариковых подшипников и в этом ребятам помогали родители.
3) Недельные проекты
Во время проектной недели ребята работали над презентациями , которые затем продемонстрировали на школьной конференции .
- Ребята выполнили проект «Золотое сечение». Продуктом этого проекта стала замечательная презентация с которой они познакомили учащихся школы во время сдачи проектов. В ней они рассказали все о золотом сечении в математике, физике, биологии.
Следующим видом проектов являются годичные проекты
4) Годичные проекты
Эти проекты по астрономии выполнялись ребятами 11 класса в течение года
- Модель зимнего неба
- Модель внутреннего строения Солнца
Работы были представлены на муниципальном конкурсе « Астрономия и астрофизика», где заняли 2 и 3 место
Не могу не затронуть и проекты , которые ребята сделали на уроках технологии.
- Вязаная из мусорных пакетов игрушка
- Плетеная из бумажной лозы корзина со снегирем, который связан также из мусорных пакетов
Эти работы учат ребят бережно относиться к окружающей среде
Работы так же принимали участие в муниципальном конкурсе, но не заняли призовых мест. Но главное, что ребята с интересом работали над ними и получили привлекательный продукт своей деятельности. Некоторые заинтересовали своих родителей и дома занимались данным видом рукоделия.
Одной из последних работ стала работа по астрономии
«Солнце».
В завершении еще раз хочу акцентировать внимание на важности и перспективности данного метода в обучении и развитии подрастающего поколения.
При подготовке к выступлению я использовала
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений
Как организовать проектную деятельность учащихся
под редакцией Сергеева И.С. АРКТИ -2006
Касаркина О.В.