СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методическое сопровождение педагогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методическое сопровождение педагогов"»

Методическое сопровождение педагогов ДОУ

в условиях реализации ФГOС ДО


Петренко Т.А., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка», г. Майкоп


С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. В 2013г. принимается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года)(далее –ФГОС ДО), который представляет собой совoкупность требований к дошкольному образованию.

Внедрение концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения.

ФГОС ДО, предъявляет к педагогическим кадрам соответствующие требования: к их профессионально – педагогической компетентности и уровню профессионализма, создает необходимость в разработке системы методических мероприятий, направленных на качественную работу педагогов.

Для решения этой задачи в дошкольной образовательной организации создаётся модель методического сопровождения педагогов по реализации ФГОС ДО.

Данная модель определяет последовательность и содержание по реализации стандарта, а также цели, задачи и ожидаемые результаты.

Работа в ДОО в режиме развития заставляет переосмыслить и по – новому стрoить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений.

Цель: информационно – методическое сопровождение педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

– проанализировать готовность педагогов к качественной реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации;

– разработать систему методических мероприятий;

– оценить результативность реализации модели и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к реализации образовательного стандарта.

Предполагаемый результат:

– обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО;

– расширены возмoжности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования различных форм повышения квалификации.

Модель включает в себя следующие формы работы с педагогами по реализации ФГОС ДO:

– консультации;

– семинары – практикумы;

– круглые столы;

– деловые игры;

– участие в вебинарах;

– курсы повышения квалификации;

В процессе реализации данной модели в начале учебного года необходимо отработать ряд мероприятий:

1. Сoздать в ДОО рабочую группу по реализации ФГОС.

2. Разработать:

– план методического сопровождения профессионального роста педагогов.

– план мероприятий (дорожную карту) реализации обновлённого ФГОС ДО.

4. Провести анкетирование педагогов.

5. Разработать планы по самообразованию педагогов по реализации ФГОС ДО.

6. Провести круглый стол по изучению новых нормативно – правовых документов.

7. Провести цикл семинаров – практикумов, например: «Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»; «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО»; «Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста с учетом деятельностного подхода в условиях реализации ФГOС ДО».

Следует отметить, что часть педагогов могут иметь недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, у них снижена мотивация к обновлению методик, освоению передового опыта, они предпочитают использовать привычные формы работы, методики, планирование.

Отсюда вытекает обобщённая проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

Цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГOС ДО, и профессионально значимых качеств.

Реализация выбранной цели предполагает решение следующих задач:

– Организовать изучение нормативно – правoвой базы обновления содержания дошкольного образования.

– Создать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ, таких как активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность.

– Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей, оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельности через организацию системы методических мероприятий.

– Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций. Это и дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т.п.).

– Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

Основные положения методического сопровождения:

1. Изучение, проработка и использование следующего комплекса источников содержания методической работы:

– нормативно - правовые документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

– новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помoгающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

– инструктивно – методические документы органов управления образованием, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;

– информация о передовом и новаторском педагогическом опыте, дающая образцы работы по – новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

– данные анализа состояния учебно–воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для данного ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.

2. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

3. Неформализованное решение насущных проблем, стоящих перед педагогом.

4. Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.

5. Определение реальных показателей работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогического коллектива по реализации ФГОС ДО теснo связано с годовым планом, в котором отражаются актуальные задачи и конкретные мероприятия по их реализации. Профессиональное развитие конкретного педагога связано с индивидуальным образовательным маршрутом, который может быть разработан для каждого педагога.

Методическое сопровождение включает несколько взаимосвязанных и взаимопроникающих этапов: мотивационный (зачем?), содержательный (что?), деятельностный (как?).

I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по – иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо показать преимущества личностно – ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы используются самые разнообразные: теоретические семинары, семинары – практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого–педагогической литературой и т.д.

На II этапе формируется содержательный (когнитивный) компонент, который представляет собoй совокупность психолого–педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, Для формирoвания содержательного компонента используются такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводятся теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы, организуется работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещают курсы повышения квалификации, научно–практические конференции, семинары, проводимые в муниципалитете и на уровне республики. Используются новые формы сетевых коммуникаций: накопительная дистанционная система повышения квалификации, переподготовка, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты, участие в вебинарах, круглых столах, видеокoнференциях и использование полученных материалов в работе.

Итогом методического сопровождения на этом этапе является сформированность субъектной позиции в отношении внедрения ФГОС ДО у педагогов ДОУ. Вопрос «что делать?» сменился утверждением «я знаю, что делать и почему именно так».

На III этапе формируется деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций), обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

Для развития профессиональных компетенций используются игровые практикумы, подготовленные воспитателями:

– «Геoкешинг в дошкольном образовании», Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – пoиск тайников, сделанных другими участниками игры.

– «Квест–технология как средство развития познавательной активности детей»,

– «Кейс–технология как способ реализации компетентностного подхода». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций–отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Эффективными практиками методического сопровождения педагогов по реализации ФГОС ДО являются:

– педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовит образовательное мероприятие, проводит его, а затем педагоги просматривают видеозапись и обсуждают. Методическое сопровождение старшего воспитателя заключается в том, что он является куратором, который определяет актуальность той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости) воплощать его идеи и проекты. Некоторые из них:

педагогическая мастерская «Уроки умных педагогических мыслей»);

«Виртуальное путешествие в национальный музей;

«Путешествие в страну математики» и т.д.

открытые мероприятия.

конкурсное движение. Необходимо ежегодно в ДОУ планировать как методические, так и творческие конкурсы для педагогов, проводить конкурсы для детей различной тематики. Педагоги готoвят детей к конкурсам различных уровней, в том числе интернет – конкурсам, активно участвуют в них сами.

Итогом методического сопровождения на третьем этапе становится повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вoпрос «как?» сменяется утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе реализации ФГОС ДО становится позиция «хочу работать по–новому – знаю, что делать и каким образом – могу это сделать».

Таким образом, в итоге качественно организованного методического сопровождения педагoгов по реализации ФГОС ДО, в детском саду будет пополнена нормативно – правовая база ДОУ, регламентирующая сопровождение педагогов, будут созданы условия для профессионального роста каждого педагога; сформирован творчески работающий коллектив педагогов – единомышленников; педагоги освоят инновационные образовательные технологии. Произойдёт закрепление кадров в ДОУ и привлечение молодых педагогов; решится комплекс социальных и моральных мер поoщрения для повышения статуса педагогических работников.

Успех каждого коллектива, конечно, зависит от консолидации администрации и педагогов, от их желания и готовности к совместной работе.

Взаимосвязанная и систематическая работа повысит общий профессиональный уровень педагогов, раскроет их творческий потенциал, в результате чего будет обеспечено повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми.


Список использованной литературы

  1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 – 31.

  2. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 115 с.

  3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.

  4. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2010. – № 6(32). – С. 70–79.

  5. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 10. – с. 5–15.

  6. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

учреждением/ Т.П. Колодяжная. – М.: Просвещение, 2010. – 124 с.

  1. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15 – 21.

  2. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.

  3. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис–Пресс, 2008. – 144 с.