Симуляционное обучение, как важный компонент подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности
Бондаренко Наталия Сергеевна
преподаватель по ПМ 04 Выполнение работ
по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
ГАОУ СПО РК «Ялтинский медицинский колледж»
Россия, республика Крым г.Ялта
Современные преобразования, происходящие в обществе, особенно в социальной сфере, предъявляют высокие требования к работникам учреждений здравоохранения, так как важным становится не только качество и результат медицинского обслуживания населения, но и его содержание. В этом ракурсе большое значение имеет профессиональная подготовка медицинских работников среднего звена к предстоящей трудовой деятельности в медицинских организациях.
Проблема качественной подготовки медицинских кадров является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для системы образования. В современных условиях приоритетным направлением подготовки студентов медицинских колледжей считается акцент на овладение практическими навыками. С этой целью в системе медицинского образования применяются симуляционные методы обучения, что позволяет повысить уровень владения медицинскими работниками практическими навыками без угрозы жизни и здоровью пациентов[1].
Практико-ориентированная направленность учебного процесса в медицинских колледжах, использование активных методов обучения, к которым относится симуляционное обучение, являются основой овладения учащимися профессиональными знаниями, навыками и умениями, создают предпосылки для готовности к трудовой деятельности и успешной профессиональной адаптации будущих специалистов на рабочем месте. На наш взгляд, одной из наиболее эффективных технологий обучения, способствующей приобретению практического опыта для будущей профессиональной деятельности во время обучения в медицинских колледжах, является симуляционное обучение[4].
Все умения, формируемые в процессе обучения в медицинском колледже, условно делят на виды деятельности, деятельность и практические умения.
Формирование навыка процесс долгий. Научно доказано, для того чтобы приобрести умение на уровне автоматического навыка он должен быть повторен не менее 21 раза, а чтобы он закрепился повторений должно быть не менее 40. Итак, необходимо четко дифференцировать отличительные признаки сформированного навыка и умения, как еще не сформированного навыка. Навыки- способность хорошо справляться с поставленной задачей, обычно приобретаемая путем тренировки и накопления опыта, систематизированная и координированная умственная или физическая деятельности, доведенное до автоматизма уметь решать тот или иной вид задачи, чаще всего двигательной.
Выработка автоматизма при выполнении определенного умения это уже сформированный навык. Сохранение навыка возможно только при регулярном использовании. В противном случае, при нерегулярном его использовании, навык утрачивается. Отработать и усвоит навыки помогают симцляционнные техники и технологии, алгоритмы и стандарты, тренажеры и фантомы. Симуляционное обучение является обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих работников, важным этапом подготовки выпускников медицинских колледжей[6].
Симуляционное обучение уникально тем, что его можно использовать не только при закреплении уже приобретенных способов действий, но и при изучении новых манипуляций, а также выработке умений и навыков.
Выпускник обязан знать и уметь выполнять необходимый набор медицинских манипуляций. Начинать обучение целесообразно с простых манипуляций, освоения алгоритмов, и заканчивать отработкой действий в имитированных клинических ситуациях. Выполнение медицинской манипуляции должно соответствовать всем требованиям алгоритма(эталона) а также требованиям к обеспечению безопасности медицинского работника, пациента, окружающей среды и соблюдение правил этики и деонтологии.
Последовательное выполнение манипуляций с использованием симуляционного обучения или симуляционных техник позволяет контролировать процесс обучения, исправлять возникшие ошибки дает возможность непрерывно совершенствовать навык, за счет неограниченного числа повторов тренируемого навыка.
При изучении нового материала, который включает новые способы действия, преподаватели нашего колледжа придерживаются следующей схемы: формулировка цели, обозначение задачи, контроль исходного уровня знаний, изучения алгоритмов пошагового выполнения манипуляций, практическая часть, дебрифинг и повторный контроль.
Особое место в симуляционном обучении принадлежит такому этапу, как дебрифинг. Дебрифинг-следующий после выполнения симуляционного упражнения этап, анализ «плюсов» и «минусов» действий, обучаемых и обсуждаемых приобретенного ими опыта. Студенты выполняют практический навык с последующим анализом их самостоятельной работы. Это активирует у участников процесса рефлексивное мышление и обеспечивает обратную связь для оценки качества выполнения симуляционного задания и закрепления полученных навыков. Дебрифинг позволяет превращать в осознанную практику симуляционный опыт, который поможет студентам подготовится асоциально и физически к будущей профессиональной деятельности[5].
Главной задачей современного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и совершенствование практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Симуляционный тренинг имеет целый ряд преимуществ перед традиционной системой подготовки: пациент не страдает от действий медсестры; тренинг проводится вне зависимости от наличия в клинике соответствующих пациентов и графика работы учреждения здравоохранения; за счет объективизации оценки повышается конечный результат практикума. Именно симуляторы могут неоднократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Основным и самым важным преимуществом имитационных технологий является возможность объективной регистрации параметров выполняемой профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня подготовки отдельного специалиста[2].
В Ялтинском медицинском колледже активно применяются технологии симуляционного обучения. Имеются разнообразные полноростовые тренажеры для выполнения базовой сердечно-легочной реанимации, интубации трахеи, дефибрилляции, а также тренажеры для проведения самостоятельного процесса освоения необходимых навыков и умений, практического изучения методики взятия проб и анализов различных сред человека.
Преподаватели эффективно используют симуляционные технологии на занятиях и отмечают, что использование современных симуляционных технологий в учебном процессе необходимо для формирования не только знаний, умений и навыков учащихся, но и для формирования мыслительных способностей, личностных качеств, таких как самостоятельность, гибкость, адаптивность.
Внедрение симуляционного обучения в профессиональной деятельности помогает выработать клинический и практический опыт без риска для пациента. Преимуществами симуляционных технологий является безопасность обучения для учащегося и пациента, реализация индивидуального подхода к обучению, высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени, возможность проследить динамику когнитивного роста, возможность управлять медицинскими рисками.
Список литературы:
Гарник ГГ. Психологическая модель процесса формирования умений. Вопросы Психологии. 1979;3:56-65.
Горшков М.Д. Федоров А.В. Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков. - Ж. Виртуальные технологии в медицине. № 1 (11) 2014 с. 34-39.
Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Симуляционое обучение в медицинском образовании–переломный момент // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-3. – С. 5-10
Симуляционное обучение по специальности 31.02.01 Лечебное дело / Под ред. А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 -288с.
Специалист медицинского симуляционного обучения /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 - 319с.
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32766)